Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
на путь твой п р а в ы й . . . У ж е проидоша 4 Великыя дни в бесерменьской земли, а христианства не оставихъ; д а л ь Богъ вьдаеть,
что будеть. Господи Б о ж е мой, на т я уповахъ, спаси мя Господи
Б о ж е мой!» (Т384-384об., Э452об.; ср.: С418, У 3 1 2 ) . Свое по­
ведение — в том числе и конфессиональное поведение, которое,
собственно, и определяет религиозную принадлежность, — Афа­
насий Никитин рассматривает как более или менее неизбежное
следствие (и, вместе с тем, проявление) более общей греховной
ситуации. Таким образом, сама религиозная принадлежность в
конечном счете оказывается в зависимости от святости места.
На нехристианской земле невозможно быть христианином так
же, как, например, невозможно, согласно традиционным рус­
ским представлениям, быть монахом в м и р у .
72

73

В результате д а ж е в вопросе вероисповедания Афанасий Ни­
китин полностью подчиняется Божьей воле: оставить или не
оставить христианство — зависит, собственно, не от н е г о .
3. Подобно тому, как Афанасий Никитин не молится Христу,
но обращается исключительно к Богу-Отцу, отождествляемому
им с Аллахом, он не празднует Пасху («Велик день») и дру­
гие христианские п р а з д н и к и ; равным образом он не соблюдает
христианских постов, но постится «бусурманским» п о с т о м —
оставаясь при этом христианином, трагически переживая выну­
жденное свое поведение, но не видя при этом иного д л я себя
выхода .
Это никак нельзя объяснить тем, что Афанасий Никитин
потерял счет дням или не знает дат передвижных праздни­
ков и п о с т о в ; напротив, он определенно указывает, что уме­
ет вычислять соответствующие д а т ы — не в а ж н о , правильно
или н е п р а в и л ь н о — и фактически пользуется ими к а к кален­
дарными пометами (ср.: Трубецкой, 1973, с. 103, 109; Клибанов,
I960, с. 184-185). В своих хронологических указаниях он, м е ж д у
прочим, четко отмечает д л я себя начала христианских постов
( з а г о в е н ы ) — при том, что они им и не с о б л ю д а ю т с я .
74

75

76

77

78

79

80

81

В итоге Афанасий Никитин внешне перестает быть христиа­
нином: местные жители и не узнают в нем х р и с т и а н и н а , если
только он сам им не о т к р ы в а е т с я .
82

83