Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Надо всей землей, над вселенныя:
Потому тот царь над царямы царь.
(Бессонов, II, JY* 81, с. 294-295)

31

При этом образ Белого царя может эксплицитно связываться
в стихе о Голубиной книге с образом Святой Руси, ср., например:
У нас Белый царь будет над царямы царь.
Почему же Бел царь над царямы царь?
У нашего царя у Белого есть вера православная,
Область его превеликая над всей землей,
Надо всей землей, над вселенною:
Потому же Бел царь над царямы царь.
Свято-Русь земля всем землям мати.
Почему же Свято-Русь земля всем землям мати?
На ней строят церквы апостольския,
Богомольныя, преосвященныя;
Оны молятся Богу распятому,
Самому Христу царю небесному:
Потому Свято-Русь земля всем землям мати.
(там же, № 80, с. 288, № 84,
с. 311-312, №-92, с. 357-359)
Характерно, что если ранее на Руси признавались только
митрополиты, поставленные в К о н с т а н т и н о п о л е , то у ж е при
жизни митрополита Ионы — по-видимому, в 1459 г. — реше­
но было, что поставление митрополитов будет совершаться в
М о с к в е , и только такой митрополит в дальнейшем призна­
ется з а к о н н ы м . Т а к , в 1472-1473 гг. в Константинополе был
поставлен на русскую митрополию Спиридон, «нарицаемый Са­
тана»; он не был признан на Руси, и при этом б ы л а специаль­
но подчеркнута скверность (нечистота) того м е с т а , где Спи­
ридон был поставлен в митрополиты, т. е. Константинополя:
при поставлении в епископы поставляемые д о л ж н ы были пу­
блично отрекаться от Спиридона как от митрополита, приняв­
шего поставление «во области безбожных турков от поганаго
ц а р я » . Впоследствии митрополит Симон вносит (между 1505
и 1511 г.) в чин поставления епископов знаменательное добавле­
ние, в котором кандидат в епископы отрекается от всех митро­
политов, поставленных (на русскую митрополию) в Риме или в
32

33

34

35