Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
на. Обе колонны были покрыты барельефами, изображавшими
различные события истории — как прошлого, так и будущего;
византийцы полагали, что здесь были изображены сивиллины
пророчества. Эти пророчества, тем самым, были доступны д л я
созерцания, однако смысл изображений оставался скрытым до
тех пор, пока не происходили соответствующие события — и
тогда, естественно, они теряли характер пророчеств.
Вот, что говорит Робер де Клари: «Снаружи этих столпов
были нарисованы и вещим образом записаны все происшествия
и все завоевания, которые случились в Константинополе или ко­
торым суждено было случиться в будущем. Но никому не дано
было знать о происшествии до того, как оно произошло; когда
же оно происходило, то народ шел туда из ротозейства, и по­
том они разглядывали, словно в зеркальце, и подмечали первые
признаки происшествия; д а ж е это завоевание, которое произве­
ли французы [речь идет о нашествии крестоносцев, о котором
рассказывает Робер де Клари], было там записано и изображе­
но, и корабли, с которых вели приступ, благодаря чему город
и был взят; а греки ведь не могли знать заранее, что это про­
изойдет. И когда это случилось, они отправились поглазеть на
столпы и там обнаружили, что письмена, которые были начер­
таны на нарисованных кораблях, гласили, что с Запада придет
народ с коротко остриженными головами, в железных кольчу­
гах, который завоюет Константинополь» (Робер де Клари, 1924,
с. 89; Робер де Клари, 1986, с. 66).
Показательно это стремление п р о ч е с т ь данный текст при
том, что само чтение не имеет у ж е практического смысла:
предсказанное событие совершилось, но принципиально в а ж н ы м
оказывается соотнесение его с текстом пророчества. Чтение кни­
ги мироздания имеет самостоятельный и самодостаточный, им­
манентный смысл, в принципе не зависящий от прагматики те­
кущего дня: оно позволяет соотнести происходящее с Провиде­
нием и, тем самым, наполнить его з н а ч е н и е м .
Заслуживает внимания в этой связи мысленный эксперимент
Норберта Винера, который предложил вообразить «разумное су­
щество, время которого течет в обратном направлении по отно44