Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
плену или же случайно («нуждою») оказался в нечистой земле.
В русской былине жена, побывавшая за морем, обращается к
мужу со словами:
Не бери меня да за белы руки,
Не целуй меня да в сахарны уста:
Я была во той земли да во проклятоей,
Во проклятой и бледй безбожноей;
Ище всякой-то я погани наеласе
Я поганого-то духу нахваталасе.
(Григорьев, III, с. 638)
Представление о хождении в нечистую землю как об анти­
паломничестве, т. е. об антитетической соотнесенности этих
двух видов путешествия, отчетливо в ы р а ж е н о , между прочим,
в следующих словах протопопа Аввакума (из первой редакции
« Ж и т и я » ) : «Кому охота вънчатца [мученическим венцом] не по
што ходить в' Перъсиду, а то дома Вавилонъ» (Аввакум, 1927,
стлб. 6 5 ) . Хождение в поганую Персидскую землю равносиль­
но д л я Аввакума хождению по мукам; если паломничество при­
ближается к хождению в рай, то анти-паломничество сопоста­
вимо с хождением в ад. Ср. в этой связи яркое описание царства
Сатаны в «Повести о Савве Грудцыне»: «зрит Савва множество
юношей к р ы л а т ы х стоящих; лица же их овых сини, овых багря­
ны, иных же яко смола черны. . . Вопрошает же Савва брата
своего беса, глаголя: „Что убо, брате, яко видех у отца твоего
окрест престола его, много юношей к р ы л а т ы х стоящих?". Бес
же, улыбаяся, рече ему: „Или не веси, яко мнози я з ы ц ы слу­
жат отцу моему: индеи, перси и инии мнози?"» (Скрипиль, 1947,
с. 243, ср. с. 273, 286, 2 9 9 ) .
18

19

2. Россия традиционно воспринималась как святая земля,
и это восприятие находит отражение в наименовании « С в я т а я
Русь» (см.: Соловьев, 1954; Соловьев, 1959; Чернявский, 1961,
с. 1 0 1 - 1 2 7 ) ; насколько известно, Россия — это единственная
страна (если не считать Святой Земли), которая называется та­
ким образом, т. е. определяется как «святая» (см.: Соловьев,
1959, с. 7; Чернявский, 1961, с. 1 0 2 - 1 0 3 ) .
20

21