Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
новгородского архиепископа Василия К а л и к и к тверскому епис­
копу Феодору Доброму, составленному около 1347 г. (см.: П С Р Л ,
VI, 1853, с. 87-89; П С Р Л , VII, 1856, с. 212-214; П С Р Л , XXXIX,
1994, с. 110-111; Новг. лет., 1879, с. 224-230; П Л Д Р XIV-XV вв.,
с. 42-49; Буслаев, 1861, стлб. 963-966). Поводом д л я этого по­
слания послужили какие-то споры о рае («распря . . . о оном
честном раю»), учинившиеся в Твери. Адресат послания, епи­
скоп Феодор, насколько можно понять, отрицал существование
чувственного, материального рая и учил о «мысленном рае», ко­
торый находится вне пространственного о п ы т а . Полемизируя с
ним, архиепископ Василий настаивает на том, что рай, как и
ад, — это не умозрительные образы, но вполне конкретные ме­
ста, доступные чувственному восприятию , которые в принци­
пе можно достичь, перемещаясь в пространстве; само простран­
ственное перемещение приобретает при этом иррациональный
характер. В подтверждение своих слов он ссылается на много­
численные свидетельства новгородских мореплавателей, кото­
рые видели а д ; вместе с тем, он описывает случай, когда новго­
родцы, потеряв ориентацию и скитаясь по морям, неожиданно
приплыли к острову, который оказался р а е м .
1

2

3

4

Совершенно так же «Повесть о двою монахах в Новеграде»
рассказывает о том, как новгородские монахи, путешествуя, уви­
дели рай (см.: Р ж и г а , 1930) . Аналогичные представления на­
шли отражения в разнообразных и многочисленных поверьях
о «Рахманском царстве», «Беловодском царстве» и т. п. Так,
например, считается, что «на Беловодье, на море, на островах
живут святые люди» и «если попасть туда, то можно живым
сделаться святым и взойти на небо»; «святых людей видели хо­
дившие на Беловодье; святые люди верхом на конях по водам
подъезжали к ним и звали, но кони, ходившие на Беловодье,
тонули, и святые люди уезжали обратно» (Белослюдов, 1916,
с. 34-35). В ряде случаев такого рода представления восходят
к литературным источникам, таким как «Александрия» и т. п.
(см.: Веселовский, 1886, с. 265-303); вместе с тем, они органи­
чески сливаются с народными верованиями. Достаточно харак­
терно, например, описание «рахманского острова» в «Слове о
5