Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ний о захоронении «заложных» покойников в подобных местах, одна­
ко, в «Тихом Доне» упоминается погребение «заложного» покойника
в о з л е г у м н а (см.: Шолохов, 1945, с.429).
3 6

См. изд.: Козьма Пражский, 1962, с. 107, 173, ср. также: Котляревский, 1868, с. 93. Ср. отсюда слово рощение как обозначение древне­
го могильника (в этом значении данное слово сохраняется в костром­
ских говорах, см.: Смирнов, 1920, с. 36; Бекаревич, 1901, с. 335, 367,
396, 402, 406, 407, 416, 425).
37

Печерин, 1932, с. 28.

3 8

В приведенном примере речь идет о захоронении в старом (язы­
ческом) кургане. Вместе с тем, для «заложных» покойников могли
насыпать специальные курганы («жальники»), продолжая языческую
традицию (см., например: Максимов, VIII, с. 294). Именно отсюда объ­
ясняется, возможно, широко распространенный обычай закидывать
тела таких покойников палками и др. предметами (см. об этом обычае
у Зеленина, 1916, passim).
3 9

Следует иметь в виду, что еще в XVI в. могло иметь место ре­
гулярное захоронение мертвых не на христианских кладбищах, а в
языческих курганах. Так, в Водской пятине, как доносили в 1534 г.
архиепископу новгородскому Макарию (будущему митрополиту Мо­
сковскому), хранители древних (языческих) традиций церквей не по­
сещали, к священникам на исповедь не ходили, призывая к себе «арбуев», т. е. жрецов, «и мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ сельхъ
по курганомъ и по коломищемъ съ тьми жъ арбу и, а къ церквамъ
деи на погосты тьхъ своихъ умершихъ онь не возятъ съхраняти» (см.
грамоту Макария в Водскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов в изд.: ДАИ, I, с. 28; ср. также грамоту новгородского
архиепископа Феодосия в Водскую пятину 1548 г. аналогичного содер­
жания, где буквально повторяется цитированная фраза, но вместо «въ
сельхъ» стоит «въ лъсьхъ», что, вероятно, и более правильно, — см.
там же, с. 58). Можно полагать, что подобные традиции сохранялись
не только среди финского населения.
4 0

Кирша Данилов, 1958, с. 9, 292.

4 1

Там же, с. 181-182, 409. Шесток — пространство перед устьем

печи.
4 2

Там же, с. 259-260, 479.

4 3

Аввакум, 1927, стлб. 192-193. Ср. это же место в других редак­
циях «Жития» Аввакума: там же, стлб. 42, 119.
4 4

Аввакум, 1927, стлб. 32; ср. по другим редакциям: там же,
стлб. 111, 186.