Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
и закладывает христианскую церковь св. Василия (своего патрона) на
горе — «на холмь, иде же стояше кумиръ Перунъ и прочий» (см.:
Повесть временных лет, 1950, I, с. 81, ср. также с. 56). Если церковь
св. Ильи стояла «над Ручаем», то идол Перуна был стащен вниз по
теперешнему Крещатику и Подольскому спуску именно на Ручай, и
потом в Днепр (см.: Аничков, 1914, с. 106).
Жданов, 1904, с. 70-80. Об антигреческих настроениях в ранней
летописи см.: Ефимов, 1912, с. 28.
См.: Каптерев, 1914. Ср. также: Приселков, 1918, с. 315.
См.: Бодянский, 1863, с. 31. Ср.: Никольский, 1930, с. 80, при­
меч.2; Мареш, 1963, с. 174.
См.: Успенский, 1982.
См.: Герасимов, 1910, с. 3, 56 (мокоша — нечистый дух).
См.: Иванова, 1969, с. 267 (мокосья — женщина легкого поведе­
ния).
См.: Иванов и Топоров, 1965, с. 90, 150, 190; Топоров, 1975, с. 20.
См.: Топоров, 1975, с. 19-20, а также Чичеров, 1957, с. 55-62.
См.: О борьбе христианства. . ., 1865, с. 226; Щапов, I, с. 41; Клю­
чевский, I, с. 306-307; Орлов, 1913, с. 53-54.
С м . : Олеарий, 1906, с. 128-129.
Согласно летописи, непосредственно после крещения Руси Вла­
димир обращается с молитвой к Господу: « . . . помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надьяся на тя и на твою державу, побьжю козни
его. И се рекъ, повели рубити церкви и поставляти по мьстомъ: иде
же стояху кумири» (см.: Повесть временных лет, 1950, I, с. 81). Итак,
соответствующие действия прямо связываются с борьбой с бесовскими
силами. И в другом месте летописец восторженно восклицает: «Куда
же древле погании жьряху бъсомъ на горахъ, туда же нынь цьркъви
святыя стоять златовьрхыя каменозьданыя и монастыреве, испълнени
чьрноризьць, беспрестани славящихъ Бога въ молитвахъ, въ бъдьнии,
въ пость и въ сльзахъ, ихъже ради молитвъ миръ стоить» (см.: Шах­
матов, 1908, с. 264).
9

1 0

1 1

1 2

1 3

1 4

1 5

1 6

1 7

18

1 9

2 0

См.: Никитина, 1928, с. 311-312. Ср. песни о Гришке Отрепьеве,
где именно по этому признаку Гришка определяется как колдун.
2 1

См.: Ефименко, I, с. 104. Ср.: Вахрос, 1966, с. 199-200.
См.: Бессонов, 1871, с. 29. — Слово детпюшки означает здесь «детинки», т.е. «молодые парни».
См.: Успенский, Дуалистический характер. . . — наст, изд., с. 381
и сл.
2 2

2 3