Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
хаические семиотические модели, которые, хотя и присутство­
вали в русской средневековой культуре, в том виде, в каком она
сложилась с X I V - X V вв., но, вероятно, восходили к значительно
более древнему пласту. В этом отношении, вопреки бытующему
поверхностному представлению, XVIII век был глубоко органи­
чен русской культуре как таковой.
Исключительно демонстративным свидетельством связи по­
слепетровской культуры XVIII столетия с допетровской являет­
ся переживание географического пространства в «новой» куль­
туре. Несмотря на складывание научно-реалистического пред­
ставления о земной поверхности как о некотором пространстве,
расположенном под различными широтами и долготами, отли­
чающимися этнической природой жителей, условиями их жиз­
ни, произведениями природы и предметами торговли, но не ор­
ганизуемом делением на «поганые», грешные и «святые», бла­
гостные земли, пребывание в которых сулит погибель или ведет
к с п а с е н и ю , в сознании людей XVIII в. — в особенности ря­
довой массы русского дворянства — прочно живет иное пред­
ставление. Собственно географическое знание есть, с этой пози­
ции, подчиненное и техническое. Хотя в главе 43 «Предъизвещения» к «Истории Российской», носящей специальное загла­
вие «О географии вообсче и о русской», Татищев и у т в е р ж д а л ,
что «шляхетству н у ж д а г е о г р а ф и и » , однако, видимо, было бо­
лее распространено другое мнение, как известно, сформулиро­
ванное Простаковой: «Это таки и наука-то не д в о р я н с к а я » .
Зато исключительно упорно держалось представление средне­
векового типа, приписывавшее географическому пространству
религиозно-этические или вообще оценочные признаки.
78

79

80

Не только в народной среде, но и в дворянской массе дер­
жалось еще представление о Западе как погибельной, грешной
земле. На таком идеологическом фоне особенно ярко выступа­
ли представления о Западе как царстве просвещения, источнике,
откуда на Россию должен пролиться свет Разума. Если в сред­
невековом сознании святые земли (Восток) были источником,
откуда «искра благочестия доиде и до Росийского ц а р с т в и я » ,
то XVIII век начался с демонстративного утверждения, что но81