Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
была лишена прямого контакта с Европой. Однако эта среда бы­
ла весьма многочисленна и активно воздействовала на дворян­
скую культуру как таковую. Неосознанный же характер пред­
ставлений лишь подчеркивал их связь не с индивидуальным
уровнем образованности, а с глубинными культурообразующими моделями. Аракчеев, совершавший перед завтраком возлия­
ния чашки кофе к подножию стоявшего в его саду бюста Павла I
и приказывавший всегда ставить во время обеда прибор д л я
покойного императора, вероятно, не имел представления о тех
языческих обрядах, которые напоминали его д е й с т в и я . Обо­
жествляя петербургских императоров, он, конечно, и не слы­
хивал об эллинистической идее эпифании божества в земном
царе. Дело обстояло иначе: в двоеверной системе русской куль­
туры были заложены глубинные механизмы, порождающие как
языческие, так и христианские тексты. Удар по какой-либо из
частей этого двуединства с неизбежностью приводил к бурному
развитию противоположной тенденции.
Двуступенчатая структура культуры оказалась значительно
устойчивее, чем любые конкретные ее реализации. Это особенно
ясно проявилось в характере русской языковой ситуации.
3.4. Одной из основ русской культуры допетровской эпохи
было специфическое двуступенчатое соотношение церковносла­
вянского и русского разговорного языков. Один из характерных
признаков новой культуры видят в секуляризации языковой си­
туации: введении гражданского алфавита, изменениях в струк­
туре литературного я з ы к а и проч. «Резкий удар средневеково­
му фетишизму в сфере церковнославянского я з ы к а был нанесен
реформой азбуки (1708). Это было ярким выражением упадка
гегемонии церковной и д е о л о г и и » .
Однако можно заметить, что в данном случае двуступенча­
тая структура (наличие внутри социума языка, отмеченного вы­
сокой престижностью, и языка, лишенного этого признака) со­
храняется, хотя и изменяются ее элементы. Приведем один лишь
пример: в 1694 году Петр I в память спасения на море водрузил
в Пертоминском монастыре на берегу Белого моря собственно­
ручно сделанный им деревянный крест с голландской надписью,
73

74