Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Высока ли высота поднебесная,
Глубока глубота акиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты Непровския,
Чуден крест Леванидовской,
Долги плеса Чевылецкия,
Высокия горы Сорочинския,
Темны леса Брынския,
Черны грязи Смоленския,
А и быстрыя реки понизовския.
При царе Давыде Евсеевиче,
При старце Макарье Захарьевиче,
Было беззаконство великое:
Старицы по кельям — родильницы,
Чернецы по дарогам — разбойницы,
Сын с отцом на суд идет,
Брат на брата с боем идет,
Брат сестру за себя емлет .
42

Идеи такого рода были близки и протопопу Аввакуму:
«. . . Горы высоюя, утесы каменныя и зьло высоюя, — дватцеть
тысящь верстъ и болши волочился, а не видалъ нигдь такихъ
горъ. На верху ихъ полатки и повалуши, врата и столпы, и огра­
да, — все богодьланное. Чеснокъ на нихъ и л у к ъ ростетъ бол­
ши романовскаго и слатокъ добръ. Т а м ъ же ростутъ и конопли
богорасленные, а во дворахъ травы красны и цвътны, и благовонны зьло. Птиц зьло много, гусей и лебедей, — по морю яко
сньгъ, плаваетъ. Рыба в немъ — осетры и таймени, стер леди,
омули, и риги, и прочихъ родовъ много; и зьло жирна гораз­
до, — на сковородь жарить нельзя осетрины: все ж и р ъ будетъ.
Вода прьсная, а нерпы и зайцы велиюе в немъ; во аюань, на
Мезени живучи, такихъ не видалъ. А все то у Христа надьлано
человька ради. . . А человькъ, суеть которой уподобится, дше
его, яко сънь, преходятъ; скачетъ, яко козелъ; раздувается, яко
пузырь; гньвается, яко рысь; сьесть хощетъ, яко зм1я; р ж е т ъ
зря на ч ю ж у ю красоту, яко жребя; лукавствуетъ, яко б ь с ъ » .
Представление о божественном и прекрасном природном поряд­
ке ясно выражено и в рассказе Аввакума о том, как он молился
43