Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
в состав Толковой Палеи, но дошедшей и в других списках, рус­
ская грамота, наряду с русской верой, признается богооткровенной, независимой от греческого посредства. Здесь говорится:
«Се же буди вьдомо всьми я з ы к ы и всьми людми, яко русскый
языкъ ни откуду же npia вьры сеа святыа, и грамота русскаа
ни кым же явлена, но токмо самьмъ богомъ въседръжителемъ,
отцемъ, и сыномъ и святымъ духомъ. Владимиру духъ святый
въдохнулъ вьру npiaTH, а крещеше от грекъ и прочш нарядъ
церковный. А грамота русскаа явилася, богомъ дана, въ Корсуни русину, от нея же научися философ Константинъ, и оттуду сложивъ и написавъ книгы русскымъ я з ы к о м ъ [по другому
списку — «гласаамъ»]. . . Т ъ и же м у ж ъ русинъ живяше бла­
говерно, постом и добродьтелда въ чистьи върь, единъ уединивъся, и тъй единъ от русскаго я з ы к а явися прежде к р е с и а н ъ , и
невъдом никым же, откуду е с т ь » .
11

1.2. Устойчивое осознание русской земли как «новой» пара­
доксально сочетается с активизацией весьма архаических куль­
турных моделей. Само понятие «нового» оказывается реализа­
цией представлений, корни которых уходят в глубочайшую ста­
рину. При этом можно отметить две модели построения «новой
культуры»:
1) Сохраняется глубинная структура, сложившаяся в пред­
шествующий период, однако она подвергается решительному пе­
реименованию при сохранении всех основных старых структур­
ных контуров. В этом случае создаются н о в ы е т е к с т ы при
сохранении архаического культурного каркаса.
2) Меняется самая глубинная структура культуры. Однако и
меняясь, она обнаруживает зависимость от существовавшей ра­
нее культурной модели, поскольку строится как «выворачива­
ние ее наизнанку», перестановка существовавшего с переменой
знаков. .
Наглядным примером этого являются пути проникновения
дохристианских языческих представлений в культурную систе­
му христианства. Языческие боги имеют двойственную судьбу:
с одной стороны, они могут отождествляться с бесами, занимая
таким образом отрицательное, но вполне узаконенное положе-