Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
(христианский двойник Перуна), а христианская церковь бы­
л а построена наверху, на месте прежнего языческого к а п и щ а .
Итак, происходит р а д и к а л ь н а я мена «верха» и «низа». Влади­
мир (как затем и Петр) как бы переворачивает сложившуюся
систему отношений, меняя плюсы на минусы, он не просто при­
нимает новую систему ценностей, заменяя старое новым, но впи­
сывает старое в новое — с отрицательным знаком.
8

Крещение Руси имело характер широкой культурно-полити­
ческой перемены и связано было с вхождением ее в ареал воз­
действия Византии. Тем более заметны весьма ранние тенден­
ции к отталкиванию от византийского влияния и стремление
поставить греков и их империю иерархически ниже Русской зе­
мли. Показательно, что это стремление порождает квалифика­
цию Византии как «старого» государства и противопоставление
ее «новой» Руси. У ж е Иларион, торжествуя по поводу приобще­
ния Руси к всемирному христианству, уничижительно отзывает­
ся о старокрещенной Византии, приравнивая ее в е т х о м у заве­
ту и Агари, управляемым принудительным законом, и противо­
поставляя Руси — Сарре и благодати н о в о г о з а в е т а . В даль­
нейшем эти тенденции приобретают особенно отчетливое выра­
жение в период господства концепции «Москва — третий Рим»,
когда после падения Константинополя Россия осознает себя в
качестве единственного оплота православия и усиливаются мес­
сианские настроения. Необходимо иметь в виду, что крушение
Византийской империи приблизительно совпало по времени со
свержением русскими татарского ига. Итак, если в самой Визан­
тии имело место торжество мусульманства над православием, то
на Руси совершилось обратное: торжество православия над му­
сульманством. Византия и Русь как бы поменялись местами, в
результате чего Русь оказалась в центре православного — а тем
самым и христианского м и р а .
9

10

Еще прежде на Руси пользовались популярностью слова чер­
норизца Храбра, утверждавшего приоритет святости славянско­
го я з ы к а перед греческим, поскольку греческий я з ы к создан
язычниками, а церковнославянский'— святыми апостолами. В
оригинальной статье о сотворении русской грамоты, внесенной