Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
себя иерархически, канонизирует и исключает те или иные тек­
сты. Модель эта в дальнейшем делается ф а к т о м истории культу­
ры и, как правило, воздействует на представления потомства и
концепции историков. Речь, однако, д о л ж н а идти не о том, что­
бы автоматически переносить модели самоописания культуры
прошлого в текст исторического исследования, но о том, чтобы
превратить их в специальный объект исследования как некото­
рый тип механизма культуры.
Наблюдения над историей русской к у л ь т у р ы в рассматри­
ваемый отрезок времени убеждают в отчетливом ее членении
на динамически сменяющие друг друга э т а п ы , причем ка­
ж д ы й новый период — будь то крещение Руси или рефор­
мы Петра I — ориентирован на решительный отрыв от пред­
шествующего. Однако одновременно исследователь наталкива­
ется на р я д ы повторяющихся или весьма сходных событий,
историко-психологических ситуаций или текстов. Регулярность
подобных повторов не позволяет отмахнуться от них как от не
имеющих глубинных оснований случайностей. Вместе с тем, не­
л ь з я отнести их и на счет реликтовых обломков предшество­
вавших культурных периодов: этому противоречит их устойчи­
вость и активность в системе современных им культур. Анализ
убеждает, что новые исторические структуры в русской культу­
ре изучаемого периода неизменно включают в себя механизмы,
воспроизводящие заново культуру прошлого. Чем динамичнее
система, тем активнее механизмы памяти, обеспечивающие гомостатичность целого.
2

Специфической чертой русской к у л ь т у р ы исследуемой эпо­
хи в интересующем нас аспекте я в л я е т с я ее принципиальная
полярность, в ы р а ж а ю щ а я с я в дуальной природе ее структуры.
Основные культурные ценности (идеологические, политические,
религиозные) в системе русского средневековья располагаются
в двуполюсном ценностном поле, разделенном резкой чертой и
лишенном нейтральной аксиологической зоны. Приведем неко­
торое частное рассуждение, из которого будет ясно, что име­
ется в виду. Загробный мир католического западного христиан­
ства разделен на три пространства: рай, чистилище, ад. Соответ-