Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Те bene tarn meritum поп Magnum Petre vocassent,
Nec patriae Patrem saecula prisca, Deum.
(Мотонис, 1760, с. 259)
8 6

Иначе выходит из положения А. А. Ржевский в оде Петру Ве­
ликому 1761 г., где также проводится сопоставление Петра с Христом
(Ржевский описывает, как Россия пребывала «во тме», но Бог послал
ей «спасителя» в лице Петра — здесь содержится явная реминисцен­
ция пришествия Христа, как оно излагается в Евангелии от Иоанна,
I, 5). Далее следует знаменательная оговорка:
Хоть Богом счесть тебя не можно,
Но послан был ты к нам, неложно,
От воли вышния святой!
(Поэты XVIII века, I, с. 245, 247)
Как видим, Ржевский прибегает к другому приему, однако сама про­
блема осознается им столь же отчетливо.
Источником этого семантического хода (язычники почитали бы
Петра как бога) является, видимо, «Слово на похвалу блаженныя
памяти Петра» Феофана Прокоповича (1725 г.); ср. у Феофана: «И
естьли бы таковый отрокъ у Римлянъ оныхъ древнихъ, языческимъ
суевър1емъ осльпленныхъ явился, вси бы воистинну вьровали, что онъ
отъ Марса рожденъ есть» (Феофан Прокопович, II, с. 140). О том, что
это слово Феофана породило определенную традицию, свидетельству­
ет одна из проповедей Симона Тодорского (1745 г.): «Мощно воистинну
и о Великой Екатеринь то рещи, еже иногда о Великомъ Петрь речено
бысть, яко аще бы Монархиня а я родилася была во время языческаго безбожнаго многобож1я, по своему суевьрио возмньли бы нъкую
отъ богинь своихъ во плоти человьчестьй явившуюся» (Симон Тодорский, 1745, с. 10). У Ломоносова этот семантический ход используется
не единожды; ср. в «Оде на прибытие Елисаветы Петровны из Москвы
в Санктпетербург», 1742 г.:
8 7

Когда бы древни веки знали
Твою щедроту с красотой,
Тогда бы жертвой почитали
Прекрасный в храме образ Твой.
(Ломоносов, VIII, с. 101)
8 8

Можно привести целый ряд фактов, свидетельствующих об осо­
бом культе Петра и фактическом почитании его как святого. Так, из­
вестны случаи религиозного почитания портрета Петра как иконы с
возжиганием свечи, коленопреклонением и молитвенным обращением