Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
первые слова «Те Deum. . .»; поздравляя Екатерину с победой под Хотином, он пишет: «. . .je chantais: Те Catharinam laudamus, te dominam
confitemur. L'ange Gabriel m'avait done instruit de la deroute entiere de
Parmee ottomane, de la prise de Choczin. . . » (Вольтер, XLVI, c. 481). Та­
ким образом, Вольтер предлагает вместо обычных молитвенных выра­
жений: «Тебя, Бога, хвалим» и «Тебя, Господа, исповедуем» — петь:
«Тебя, Екатерина, хвалим» и «Тебя, госпожу, исповедуем».
8 0

Любопытно отметить, что с петровского времени враги царя мо­
гут восприниматься как враги Христа, подлежащие отлучению от цер­
кви. Так, именно на этом основании от церкви были отлучены Мазепа
(ПСЗ, IV, JY* 2213), Степан Глебов (ПСПиР, I, № 179), Пугачев (ПСЗ,
XX, № 14233). Точно так же в царствование Екатерины I были пре­
даны торжественной анафеме противники «Устава о наследствии рос­
сийского престола» (Морозов, 1880, с. 305).
8 1

Ср. еще о Петре у Ломоносова в «Слове похвальном»: «Ежели
человека, Богу подобнаго, по нашему понятию, найти надобно, кроме
Петра Великаго не обретаю» (VIII, с. 611).
8 2

См. о последующей одической традиции вещания через отверзтую небесную дверь (Грешищева, 1911, с. 116-118). Эта традиция от­
ражается затем и в проповеди (ср.: Августин, 1856, с. 30, 115).
Характерен протест против соединения греческого Олимпа с би­
блейским образом Ветхого деньми в анонимном «Замечании о языке
Славянском и о Русском светском наречии» (Русский вестник, 1811,
№ 7, с. 64), автором которого был, вероятно, С. Н. Глинка: «У Ломо­
носова в той же Оде, в которой Олимп отверз священну дверь, ви­
дим и ветхаго деньми. . . Мне кажется, что такая противоположность
затмевает ясность и чистоту слога» (ср.: Живов и Успенский, 1984,
с. 274).
8 3

В одном случае Державин обращается к Екатерине с знамена­
тельным вопросом: «Кто ты? богиня или жрица?» (I, с. 165).
8 4

Ср. в этой связи пародийное обыгрывание данного названия в
написанном в начале XIX в. стихотворении «Сновидение, бывшее мне
в ночь на 4-ое июля 1794 года»:
Праздник был весьма великой,
Что нет силы описать:
Просвещенной, даже дикой
В боги рад ее [Екатерину-Фелицу] включать!
(Гуковский и Орлов, 1933, с. 83)
Соответствующие строки Мотониса звучат так: