Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Под солнцем все почти владыки
Суть, мерой некоей, велики;
Ты Бог меж них; Синай Твой трон!
(Петров, I, с. 167)
Те же выражения встречаем и в его оде «Торжественное венчание и
миропомазание на царство Его Имп. Величества Павла Перваго»:
Душа Его доброт есть рай;
Престол Синай,
Дающь без грому
Закон детьми кипящу дому. . .
(Петров, II, с. 229)
Характерно, что в той же оде Павел сопоставляется и с Моисеем,
сходящим с Синая (II, с. 244). Тот же комплекс ассоциаций можно в
менее явном виде найти и у Державина (см., например, I, с. 274-275).
Высокоторжественные (царские) дни появляются уже при Пе­
тре, видимо, под протестантским влиянием, и сразу же возбуждаются
дела о священнослужителях, не отметивших эти дни торжественным
богослужением; см., например, дело архимандрита Александра Лампадчика 1719 г. (Есипов, I, с. 134; Голикова, 1957, с. 154) и другие по­
добные дела (Зольникова, 1981, с. 152 и сл., с. 167).
Этому не препятствует даже вероисповедная принадлежность
члена царствующего дома. Так, при регентстве Анны Леопольдов­
ны церковными празднествами были день рождения и тезоименит­
ство герцога Антона-Ульриха, супруга правительницы, который был
протестантом. Следует иметь в виду, что у протестантов отсутству­
ет почитание святых и, следовательно, отсутствуют тезоименитства,
поэтому для герцога Антона-Ульриха, когда он стал отцом импера­
тора, пришлось специально найти православного патрона — св. Ан­
тония Римлянина. Вместе с тем, когда Антон-Ульрих умер в ссылке
в Холмогорах, ему в соответствии с православными правилами было
отказано в церковном погребении (Внутренний быт. . ., I, с. 81, 550,
554). Сопоставляя эти два факта, мы видим, что православная цер­
ковь, подавленная императорским культом, вынуждена была торже­
ственно отмечать дни рождения и тезоименитства человека, который
по православным канонам являлся еретиком.
7 7

7 8

7 9

Массой замечает, что в эти дни при дворе скорее поют Те Beam,
нежели Те Deum (там же). Эта острота восходит, можно думать, к
письмам Вольтера к Екатерине. В одном из них он пишет: «Je supplie
Votre Majeste imperiale de lui ordonner . . . d'assister a mon Те Deum,
oil plutot a mon Те Beam. . .» (17 октября 1769 г. — Вольтер, XLVI,
с. 476). В другом письме (от 30 октября 1769 г.) он также обыгрывает