Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ет, что императора должно почитать «как видимого и телесного Бога»
(tamquam praesenti et corporali Deo — Вегеций, 1885, с. 38).
Возможно, что косвенным отражением этого фразеологизма
является наименование царя «Человеком Богом» в «Трубах словес
проповедных» Лазаря Барановича. Говоря о рождении сына у Алек­
сея Михайловича он пишет: « . . . Радость Алекаю Црю Члвьку Бжому,
шко породить Члвъка Бга» (Лазарь Баранович, 1674, л. 16). Можно
предположить, что при этом обыгрывается противопоставление бого­
человека (как обычного обозначения Христа) и человекобога (как на­
именования будущего царя); это противопоставление может рассма­
триваться в том же плане, что и оппозиция небесного царя и тленного
царя, бога небесного и бога земного и т. п.
3 3

3 4

Имеется в виду, что у столпов отечества, т. е. вельмож, един­
ственная цель — народная польза, к каким бы средствам они ни при­
бегали для ее достижения: к широковещательным и грозным приказам
или к тайным совещаниям о благоустройстве с земными богами, т. е.
царями.
3 5

Данное стихотворение представляет собой переложение 81-го
псалма. Тем более характерно, что Державин, отклоняясь от текста
псалма, именует властителей не «богами» (как в псалме), но «земны­
ми богами».
Ср. еще употребление этого фразеологизма в отношении царя в
ироническом или отрицательном смысле у В. Г. Белинского в «Письме
к Гоголю» 1847 г. (Белинский, III, с. 711), а также у А. К. Толстого в
«Песне о Потоке-Богатыре» (А. Толстой, I, с. 298, 299).
3 6

3 7

Отголосок данной традиции находим и в письме А. А. Бестужева
к Я. Н. Толстому от 3 марта 1824 г.: «Герцогиня виртембергская вчера
умерла в моем дежурстве, и я видел, какое действие произвело это
на людей, которые считают себя богами. . .» (Русская старина, 1889,
ноябрь, с. 375-377).
3 8

Наименование «земной бог» может переходить с царя на про­
чих начальствующих лиц, которые выступают в качестве маленьких
царей, царьков в своей области. Так, в пародийной «Челобитной к
Богу от крымских солдат» говорится:
Адам трудился и служил только для одного Бога,
Для чего ж у нас явилось земных божков много. . .
И далее:
Спаси от земных божков власти
И не попусти в свирепство их впасти.
(Гуковский, 1933, с. 126)