Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
занникъ Болай есть, имьяй вьнецъ и д1адиму и силу въ собь» (СГГиД,
там же). Другой современный перевод, напечатанный Гиббенетом, пе­
редает текст еще менее точно (Гиббенет, II, с. 672-673).
Этимология слова христос была вполне очевидна и для носи­
телей консервативных взглядов, т. е. для той «невежественной» мас­
сы, которую стремились просветить Феофан Прокопович и его едино­
мышленники. Протопоп Аввакум писал в толковании на 44-й псалом
(экзегезу данного псалма по тому же поводу см. у Феофана — Феофан
Прокопович, 1774, с. 23-25): «Христосъ . . . свыше отъ Отца помазанъ
Духомъ Святымъ и исполнь благодати и истинны. Сего ради именовася Христосъ, или помазанецъ, или царь. . .» (Аввакум, 1927, стлб.
459). Замечательно, что именно с помазанием связывает Аввакум цар­
ское достоинство Христа, однако из этого он делает вывод о том, что
Христос может называться «царем», но отнюдь не о том, что царь
может называться «христом». Здесь ясно проявляется то различие
в отношении к словесному знаку, о котором мы говорили выше (см.
§ 1-2.2).
Эта мысль также находит себе византийский источник. Феофан
мог заимствовать ее из «Церковной истории» Евсевия, которую он, не­
сомненно, хорошо знал. Евсевий пишет: «И царей также, по внушению
Божию, помазывали Пророки и соделывали их чрез то прообразователями Христа: потому что и они носили на себе образ царской и вер­
ховной власти единого и истинного Христа, царствующего над всеми
Слова Божия. . . Ибо все они имеют отношение к истинному Христу,
Божественному и небесному Слову» (Hist. Eccl. I, 3. — Минь, PG, XX,
стлб. 72ВС; Евсевий, I, с. 15).
Выражение «Христос Господень» в п р и м е н е н и и к царю являет­
ся обычным. Не следует думать, однако, что это название специфично
именно для царя как помазанника Божия — в литургических текстах
«Христом Господним» может называться и Иисус Христос (см., напри­
мер, стихиру на Сретение: «Чьто В И Д А старьцъ сьмеонъ в ъ п и А а ш е т и
нынь о т ъ п о у щ а е ш и раба своего владыко христа ГОСПОДЬНА В И Д Ь Х Ъ на
роукоу д^вицю» — Стихирарь праздничный, сер. XII в., ГПБ, Соф.
384, л. 41).
В 1757 г. сибирский священник Петр Хомяков был обвинен в
богохульстве, поскольку «при многослучившихся гостях неведомо с
чего и к каковому случаю между протчими разговоры употребил та­
кую речь: „Дай Бог Христу здоровья, мы же, грешники, во Христе
Бозе получаем спасение и грехов отпущение"». Во время следствия
Хомяков объяснил, что, говоря о Христе, он имел в виду не Иису­
са Христа, а императрицу Елизавету Петровну: «В разговорах между
протчим употреблял речь, дай Бог Христу здоровья в такой силе, да­
бы дал Господь Бог миропомазаннице нашей Всемилостивейшей го2 5

2 6

2 7

2 8