Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
тующего «вочеловечение» Христа не как принятие Божеством
чувственно-материального облика, а как реальное соединение с
природой человека во всей его целостности. Противоположную
позицию занимают как монофизиты (утверждавшие, что после
воплощения Сына Б о ж и я в человеческом образе Христу была
присуща одна — божественная — природа), так и несториане
(которые считали, что Христос — это человек, с которым Сын
Божий пребывал в относительном соединении) .
Итак, евангельские события соотнесены с историческим про­
цессом. Вместе с тем, они могут переживаться космологиче­
ски — так, могут верить в то, что «Христос родится, рождается
и родился» («Credo Christum nasciturum, nasci, n a t u m esse» —
Петр Ломбардский, см.: Шеню, 1976, с. 93), что Христос по­
стоянно распинается и т. д . . Отсюда события, относящиеся к
истории — или во всяком случае с ней соотнесенные, — оказыва­
ются космологически значимыми, они знаменуют начало Новой
эры человечества, основывающейся на Новом Завете. Вместе с
тем, явление Христа на земле и события его земной жизни по­
зволяют увидеть и осмыслить все предшествующее развитие со­
бытий с точки зрения этого кульминационного периода, и это
приближает нас к тому восприятию прошлого, о котором шла
речь выше (§ 3). Так в ветхозаветных образах и событиях видят
прообразы (тгжоь) Христа в его земной жизни; тем самым, собы­
тия космологического начала оказываются связанными с исто­
рическим процессом. Соответственно, «вочеловечение» Христа
определяет двойное восприятие времени в христианском осмы­
слении истории — двойную перспективу исторического процесса
постольку, поскольку данный процесс соотносится с этим куль­
минационным событием.
Эта двойная перспектива особенно типична д л я средневеко­
вой христианской историографии. Так восприятие Москвы как
третьего Рима, развивающееся на Руси на рубеже X V - X V I вв.,
получает как космологическое, так и историческое обоснова­
ние в сознании данной эпохи. Наряду с последовательным раз­
вертыванием событий, в котором усматривалась реализация
причинно-следственных связей, было провозглашено возвраще33

3 4