Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
и небарочной светской культурой может служить переписка
М. П. Погодина и знаменитого проповедника Иннокентия (Бори­
сова). Поводом д л я нее послужила проповедь Иннокентия (на­
печатанная в декабрьском выпуске «Христианского чтения» за
1856 г.), произнесенная в Одесском кафедральном соборе под
непосредственным впечатлением от коронации Александра П.
Разговор императора с Иннокентием о Севастополе уподобляет­
ся здесь беседе Христа с Моисеем и Илией о Голгофе на Фавор­
ской горе: «На утрие дня венчальнаго, когда все вокруг престола
гласило славу Боговенчаннаго и вся Россия, в лице представи­
телей своих, спешила с приветствиями пред лице Самодержца
и Супруги Его, — приемля оное в ряду Иерархов и от меня,
яко пастыря страны сей, о чем — думаете вы, — между про­
чим, благоволил Он провещать мне? О том, что это был по­
следний день нашего южнаго Севастополя. . . С к а ж и т е сами, не
подобно ли это тому, как Богочеловек, среди самой славы Фа­
ворской, беседовал некогда с Моисеем и Илиею о Голгофе ( Л у к .
IX, 31), бывшей тогда д л я Него еще впереди, а теперь — д л я
нас — уже пройденной?» (Иннокентий, 1856, с. 450 — многото­
чие о р и г и н а л а ) . Это уподобление возмутило Погодина и его
окружение, которые увидели в нем богохульство. На подобные
обвинения Иннокентий отвечал Погодину в письме от 17 янва­
р я 1857 г.: «Странно и дивно, что вопиют у вас все о каком-то
богохульстве: да в чем же оно? я и теперь не вижу. Этого бого­
хульства не нашли здесь ни цензура, ни добрые люди — никто.
Его не нашла Академия Петербургская, и напечатала в Хри­
стианском Чтении; его не нашел св. Синод, ибо проповедь до
печати была и там. И вот, одна ваша Москва богохульствует!..
Д а присмотритесь получше сами к тому, чем соблазняетесь, и
вам покажется другое» (Барсуков, XV, с. 132). В ответ Пого­
дин пишет Иннокентию 26 января 1857 г.: «Воля ваша — срав­
нение непозволительное, душу возмущающее! Не понимаю, как
привычка может до такой степени ослепить высокоумнаго че­
ловека. Христос, Голгофа — может ли уподобляться Христу,
Голгофе, кто, что? Поверите ли, что теперь д а ж е кровь броса­
ется у меня в голову. И что вы говорите о цензуре? Разве это
94