Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
намек на его богоподобие. Однако тут же Сумароков считает
необходимым сделать весьма существенную оговорку; непосред­
ственно вслед за этим он говорит:
Не удобно в християнстве
Почитать Богами тварь;
Но когдаб еще в поганстве
Таковый случился Царь,
Только б слава разнеслася,
Вся б вселенна потряслася,
От Его пречудных дел:
Слава б неумолкным рогом,
Не Царем гласила, Богом,
Мужа, что на трон возшел.
(Сумароков, II, с. 3-4)
В сущности, мы видим здесь тот же перевод в план языческой
мифологии, причем интересно, что он здесь следует сразу же за
шагом в сторону христианской сакрализации — путем эквивокации дан здесь в предельно эксплицитной форме. Т а же мысль
повторяется у Сумарокова в надписи «К образу Петра Велика­
го Императора всея России», 1760 г., представляющей, впрочем,
довольно точный перевод из Николая М о т о н и с а :
85

Благодеянья, Петр! Твои в числе премногом:
Когда бы в древний век,
Каков был Ты, такой явился человек:
Отцем ли б Тя народ, Великим ли б нарек?
Ты назван был бы богом.
(Сумароков, 1760, с. 260; Сумароков, I, с.260)

86

Между тем Ломоносов и Д е р ж а в и н специально оправды­
вают сакрализацию монарха по отношению к Петру I, прямо
у т в е р ж д а я , что здесь она не противоречит православной ве­
ре. Знаменательно, что Ломоносов и в этом случае вспомина­
ет языческий культ, но в отличие от Сумарокова утверждает,
что культ Петра уместен не только в язычестве, но и в хри­
стианстве. Т а к , он пишет в Четвертой надписи к статуе Петра
Великого (1750 г.):
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,