Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
О коль, — толпа людей вещает, —
В владевшей нами Бог велик!
(Державин, III, с. 243)
Богами он именует великого к н я з я Павла Петровича, его же­
ну Наталию Алексеевну, великих князей Николая и Михаила
Павловичей (III, с. 190, 261). Эти примеры говорят о том, что
к концу XVIII в. название членов царствующего дома богами
становится автоматическим ; они свидетельствуют об этом тем
более красноречиво, что Державин осознавал, как мы увидим
ниже, встающие здесь проблемы вероисповедной совести.
Следуя одическим штампам, сложившимся к концу века,
Державин демонстрирует и предельное смешение христиан­
ской и языческой терминологии. Так, о скончавшейся великой
княгине Александре Павловне он пишет: «Почиет в Боге тут
б о г и н я . . . » (II, с. 585). О императрице Марии Федоровне он го­
ворит: «Сирот и вдов богиня» (II, с. 606), где выражение «сирот
и вдов» явно восходит к церковным текстам. Точно так же он
может писать о «парнасском эдеме» (I, с. 52) и вкладывать в
уста Фемиды заповеди блаженства (II, с. 522).
1.6. Рассмотренный материал показывает, с какими трудно­
стями сталкивалась литература XVIII в. из-за противоречия ме­
жду вероисповедным сознанием и поэтическими приемами са­
крализации монарха. У ж е то, что авторы старательно пыта­
лись — с большей или меньшей последовательностью в зависи­
мости от эпохи — перевести эту сакрализацию в план языческой
мифологии, свидетельствует о том, что попытки разрешить ука­
занный конфликт были вполне сознательными. Но есть и еще
более откровенные свидетельства того, насколько осознанно вос­
принималась эта проблема. Так, Сумароков в оде «На победы
Государя Императора Петра Великаго» писал о Петре:
84

О премудро Божество!
От начала перьва века,
Таковаго Человека
Не видало Естество.
В этих строках содержится явное сопоставление Петра с Хри­
стом — Петр оказывается первым после Христа, и это явный