Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
случае наименования царя Богом поэты свободно цитируют или
парафразируют Ломоносова, в ы р ы в а я эти цитаты из оправды­
вающего их контекста. Т а к , если Ломоносов, к а к мы видели,
называет Петра Богом («Он Бог, он Бог твой был Россия»), пре­
дусмотрительно в к л а д ы в а я эти слова в уста языческого бога, то
Н. П. Николев говорит то же самое о Екатерине, не прибегая ни
к каким эквивокациям:
Она .. . Она твой Бог, Россия.
(Николев, II, с. 239)
В другом случае Николев может говорить о двух природах Ека­
терины — божественной и человеческой, — приравнивая ее тем
самым к ипостаси Бога Слова:
Где Божество Екатерины
Со человечеством . .. одно!
(Николев, И, с. 236)
Точно так же и В. П. Петров свободно применяет к царю на­
именование Бога, причем в некоторых случаях можно усматри­
вать реминисценцию ломоносовских текстов. Т а к , обращаясь к
Екатерине, Петров пишет:
Ты Бог, Ты Бог, не человек. . .
(Петров, II, с. 159)
Ср. еще о Екатерине — «Она вся Бог !» (Петров, II, с. 128). О
Петре Народная Любовь у Петрова говорит: «Сей Бог вдохнул
мне силы новы» (I, с. 154). В сходных в ы р а ж е н и я х отзывается
Петров и о Павле:
Стремится тако днесь душа ея [России] к Нему,
Ко воскресителю и Богу своему.
(Петров, II, с. 207)
Замечательно, что так же Петров называет и великого к н я з я
Александра Павловича (будущего императора), явно о т р а ж а я в
этом желание Екатерины видеть его наследником престола; ср.
в Оде на рождение Александра 1777 г.: «Хотя младенец он, но
бог» (Петров, I, с. 157). Еще красноречивей в оде, посвященной