Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
петские пирамиды строены чрез многий веки человеками, а Цар­
ское село строит божество» (Пекарский, 1870-1873, II, с. 150).
Слово «Божество» Ломоносов применяет и к Петру, см. в
Первой надписи к статуе Петра (1750 г.): «Земное божество Рос­
сия почитает» (VIII, с. 285). Первоначально было: «Домашне бо­
жество Россия почитает», — видимо, Ломоносов стремился из­
бавиться от слишком явной ассоциации с языческими пенатами,
сравнение с которыми умаляло бы статус императора; в новом
варианте предполагается ассоциация с наименованием монарха
«земным богом» (см. выше, § II-1.4).
Барочное использование библеизмов, обусловленное сакра­
лизацией монарха, настолько привычно д л я Ломоносова, что
он не всегда удачно справляется с задачей перевода сакраль­
ных терминов в план языческой мифологии. Отсюда возникают
парадоксальные совмещения христианской и языческой терми­
нологии. Так, в уже цитированной Оде на прибытие Елизаветы
из Москвы в Петербург 1742 г. Ломоносов говорит о Боге Отце
(употребляя специфическое ветхозаветное наименование «Вет­
хий деньми»), помещая Его на языческий Олимп:
Священный ужас мысль объемлет!
Отверз Олимп всесильный дверь.
Вся тварь со многим страхом внемлет,
Великих зря Монархов Дщерь,
От верных всех сердец избранну,
Рукою Вышняго венчанну,
Стоящу пред Его лицем,
Котору в свете Он Своем
Прославив щедро к Ней взирает,
Завет крепит и утешает.
«Благословенна вечно буди», —
Вещает Ветхий Деньми к Ней. . .
(Ломоносов, VIII, с. 84)

82

Как христианское Божество может оказаться на языческом
Олимпе, так и богиня — персонаж несомненно языческий — мо­
жет очутиться в библейском раю. Так, в Оде на бракосочетание