Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Елизавету (VIII, с. 96, 97, 127, 139, 144, 210, 215, 221, 224, 274,
279, 281, 288, 291, 367, 396, 398, 404, 561, 566, 640, 642, 645,
653, 691, 693, 744, 745, 755, 773), Екатерину II (VIII, с. 774, 777,
789, 793, 796, 799, 801, 810); ср. такое же наименование регент­
ши Анны Леопольдовны (VIII, с. 41), царевны Анны Петровны
(сестры Елизаветы — VIII, с. 633) и австрийской императрицы
Марии-Терезии (VIII, с. 635). Такое наименование действитель­
но выводило сакрализацию за пределы христианства и явно на­
ходилось у Ломоносова в прямом соответствии с называнием
императрицы именами языческих богинь — Минервы (Палла­
ды) или Дианы (см.: Ломоносов, VIII, с. 74, 194, 394, 502, 532,
692, 744, 749, 780, 801, 810).
В других случаях Ломоносов может называть монарха —
Петра или Елизавету — «Божеством». Ср. в благодарственной
Оде Елизавете 1751 г. обращение к египетским пирамидам и сте­
нам Семирамиды, которые противопоставляются зданиям, воз­
двигаемым императрицей в Царском Селе:
Вас созидали человеки, —
Здесь созидает божество.
(Вариант: Здесь зиждет само Божество).
И вслед за этим:
Великолепными верьхами
Восходят храмы к небесам;
Из них пресветлыми очами
Елисавет сияет к нам.
(Ломоносов, VIII, с. 399)
То, что речь здесь идет о божестве языческом, совершенно оче­
видно, поскольку слова эти вложены в уста н и м ф ы , олицетворя­
ющей реку Славену (Славянку), которая протекает в Царском
Селе. Тем не менее данный прием (перевод в план языческой ми­
фологии) не достигает результата — цитированные стихи Ломо­
носова вызвали решительный протест Тредиаковского, который
не принимает такой эквивокации. В своем доношении академи­
ческой канцелярии от 17 сентября 1750 г. Тредиаковский с него­
дованием ссылается на «ложную мысль» Ломоносова, «что еги-