Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
письма к Антонию от 26 октября 1831 г. и от 17 августа 1836 г.
(Филарет, I, с. 21, 214).
2.5. Итак, те или иные события жизни царя воспринимаются
по образу земной жизни Христа; поэтому события царской жиз­
ни могут отмечаться в литургической практике православной
церкви (подобно тому как земная жизнь Христа есть основная
тема христианского богослужения). Именно этим и объясняется
та ситуационная обусловленность применения евангельских тек­
стов к монарху, которая была проиллюстрирована выше (подоб­
но тому, как в тропарях Господским праздникам закрепляются
те или иные евангельские слова). События царской жизни начи­
нают праздноваться в церкви, отмечаясь торжественным молеб­
ном и обычно проповедью (проповедь, очевидно, и с л у ж и л а ис­
точником ситуационно обусловленных евангельских цитат). Та­
ким образом появляется понятие «высокоторжественных дней»,
т.е. церковных празднований дня рождения, тезоименитства,
вступления на престол и коронации императора. Эти дни ста­
новятся официальными церковными праздниками, которые от­
мечаются в месяцесловах; несоблюдение этих празднеств свя­
щеннослужителями расценивается как серьезный проступок и
влечет за собой обязательное церковное в з ы с к а н и е . Интересно
отметить, что были и попытки создать последование специаль­
ных церковных служб на высокоторжественные дни. Проект та­
кого последования был в 1830-е годы предложен священником
Разумовским. О характере предложенных им служб можно су­
дить по следующей стихире (на шестой глас): «Слава в вышних
Богу, и на земли мир, в российском царстве благоволение; я к о ж е
бо от корене богоизбраннаго пророка ц а р я Давида, и от плоти
пречистыя Девы Марии, возсиял нам Христос Избавитель мира:
сице от корене равноапостольнаго к н я з я Владимира и от пло­
ти благородныя фамилии и христианнейший, и от священныя
крови царския возсиял нам Император наш Николай Павлович,
истинный образ Иисуса Христа, венценосный и миропомазан­
ный, монарх церкви и царства российскаго, наследник царствия
Б о ж и я , наместник престола Христова и временный Спаситель
77