Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
владычица, егда приидеши во царствии твоем» (Попов, 1912,
с. 57). С теми же словами обратился к Елизавете прадед Пуш­
кина Абрам (Петр) Петрович Ганнибал, который до переворо­
та 1741 г. д о л ж е н был скрываться в деревне, опасаясь ареста.
Пушкин рассказывает в «Начале автобиографии»: «Миних спас
Ганибала, отправя его тайно в ревельскую деревню, где и ж и л
он около десяти лет в поминутном беспокойстве... Когда импе­
ратрица Елисавета взошла на престол, тогда Ганибал написал
ей евангельские слова: „Помяни мя, егда приидеши во царствие
твое". Елисавета тотчас призвала его ко д в о р у . . . » (Пушкин,
XII, с. 312-313). Сходное обращение зафиксировано и по отно­
шению к Павлу в бытность его наследником престола. «Раз Па­
вел проезжал верхом с своим адъютантом Кутлубицким по Ме­
щанской улице, в Петербурге. Вели арестантов, и Павел велел
раздать им милостыню. „Помяни мя, Господи, егда приидеши во
царствии Твоем", — сказал один из арестантов, Прохор Матвеев.
Павел велел записать фамилию этого арестанта, и эта записка
затем изо дня в день перекладывалась в карман платья, которое
носил Павел. По вступлении Павла на престол, Прохор Матвеев
был освобожден» (Андреев, 1871, с. 265-266).
Аналогично ситуация приезда или прихода царя приравни­
вается к Христову пришествию, и на ц а р я переносится образ
Жениха, грядущего во полунощи. Мы у ж е цитировали рассказ
о том, как Феофан Прокопович встречает Петра, пришедше­
го во время ночного застолья, словами тропаря: «Се жених
грядет во полунощи» (Голиков, 1807, с. 422-423; Нартов, 1891,
с. 73). Много позднее московский митрополит Филарет (Дроз­
дов) использует ту же образность, предупреждая наместника
Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония об ожидаю­
щемся приезде императора. В письме от 22 июля 1832 г. Филарет
пишет Антонию, что вскоре может «случиться шествие Госуда­
ря Императора по пути лавры», и в ы р а ж а е т надежду, что «не
все найдется дремлющим, если приидет Ж е н и х во полунощи»
(Филарет, I, с. 38). Этот образ — с той же семантической мо­
тивировкой — возникает у Филарета не однажды; см. еще его