Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
оглашал сынов России: Сего избрах Мне в сына быти, и Аз бу­
ду ему во Отца; и укреплю Царство Его до века [I Пар. XXVIII,
6-7]» (Неофит, 1821, с. 2-3). Весьма сходно высказывается в сво­
ем слове и знаменитый проповедник херсонский архиепископ
Иннокентий (Борисов): « Д л я чего восходят благочестивейшие
государи на престол? — Дабы с высоты его быть ближе к не­
бу, постояннее и беспрепятственнее сообщаться духом с Тем, в
деснице Коего судьбы народов и царей. И язычники знают, что
благоденствие царств зависит не от одного произвола и усилий
человеческих; христианин тем паче верует, что Вышний владе­
ет царством человеческим [Дан. IV, 22], и что народоправители,
при всем величии их, суть только слуги [Рим. XIII, 4] Само­
держца Небеснаго. Посему между Царем земным и Небесным
должно происходить непрестанное, живое сношение д л я блага
народа. Где же должно быть сему? Ужели среди толпы людей?
Среди шума предразсудков и страстей? Среди праха и вихрей
забот житейских? Пред глазами всех и каждого? — Моисей вос­
ходил на Синай д л я собеседования с Богом и принятия от Него
закона [Исх. XIX, 20]; Илия возводится на Хорив д л я созерца­
ния славы Божией [III Цар. XIX, 11]; Сам Сын Божий на без­
молвной вершине Фавора слышит глас, нарицающий Его Сыном
возлюбленным [Матф. XVII, 5]. Д о л ж е н быть и д л я народов
постоянный Синай, на коем слышна была бы воля небеснаго За­
конодателя; — постоянный Фавор, где бы свет славы Божией
отражался на лице венчанных представителей народа. Этот Си­
най, сей Фавор, есть — престол царский» (цит. по кн.: Скворцов,
1912, с . 6 4 ) .
76

Подобным же образом ситуация наследования престола при­
равнивается к ситуации пришествия Христа в Царство Небесное,
и к тому, кого ожидают видеть на престоле, обращаются с про­
шением: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си»,
с которым Благоразумный разбойник обращался к распятому
Христу ( Л к . XXIII, 42). З а полгода до восшествия Елизаветы
на престол у нее с прощальным визитом был новый тобольский
митрополит Арсений Мацеевич, поставленный при Анне Лео­
польдовне; прощаясь с царевной, он сказал ей: «Помяни мя,