Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
торой патриарх ехал верхом, а царь вел лошадь его за поводья
через весь город. Вместо всего этого бывает теперь совершенно
другая церемония: в тот же день князь-папа с своими карди­
налами [имеется в виду шутовской патриарх Всешутейшего и
всепьянейшего собора боярин П. И. Бутурлин и шутовские архи­
ереи] ездит по всему городу и делает визиты верхом на волах
или ослах, или в санях, в которые запрягают свиней, медведей
или козлов» (Берхгольц, I, с. 1 1 8 - 1 1 9 ) .
Победа над патриаршеством была, однако, не только упразд­
нением патриаршей власти, но и усвоением этой власти монар­
ху. И наряду с тем, что царь воспринимал административные
функции патриарха, он присваивал себе элементы патриарше­
го поведения, и прежде всего характер живой иконы Х р и с т а .
Именно отсюда возникает традиция приветствия царя словами:
«Благословен грядый во имя Господне» .
2.4. Мы столь подробно остановились на интерпретации
обращения к царю со словами: «Благословен грядый во имя Гос­
подне» — прежде всего потому, что этот пример наглядно пока­
зывает, как конкретно исторические события петровского време­
ни способствовали сакрализации монарха. Вместе с тем следует
обратить внимание на то, что по ходу времени данное обраще­
ние связывается с определенным семантическим контекстом, а
именно с семантикой восшествия на престол. Возникновение та­
ких связей известно нам и в ряде других случаев; начиная с пе­
тровского времени в целом ряде ситуаций считается уместным
относить к царю литургические тексты, если их применение си­
туационно оправдано.
С восшествием на престол связывается и еще одна тради­
ция употребления сакрального образа: наименование царского
престола Фавором с подразумеваемым отождествлением царя
с преобразившимся Христом. Так, в проповеди на день восше­
ствия на престол Александра I, сказанной в Казанском соборе
12 марта 1821 г., архимандрит Неофит говорил: «Тогда как вседействующая Десница Б о ж и я возводила Его на Престол, яко на
некий Фавор, преобразить смирение Его в славу Царственнаго
величия, к а ж е т с я , глас Отца Небеснаго тайно, но ощутительно
73

74

75