Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
даже закономерно, что здесь могут проявляться одни и те же
механизмы восприятия, обобщения и переживания.

§ 5. До сих пор речь шла о семиотическом восприятии про­
шлого. Это восприятие отражается, по-видимому, на восприятии
настоящего и будущего.
Историческое восприятие прошлого противостоит космоло­
гическому. Историческое и космологическое сознание, может
быть, не исчерпывают всех возможностей восприятия прошлого,
но они могут быть представлены как антитетически противопо­
ложные.
Историческое сознание организует события прошлого в
причинно-следственный р я д (см. выше, § 2). События про­
шлого последовательно предстают при этом как результат
каких-то других, относительно более ранних событий; таким
образом, историческое сознание всякий раз предполагает от­
сылку к некоторому предыдущему — нр не первоначально­
му! — состоянию, которое, в свою очередь, связано такими же
(причинно-следственными) отношениями' с предшествующим,
еще более ранним состоянием — и т. д. и т. п.
Космологическое сознание, между тем, предполагает соот­
несение событий с каким-то первоначальным, исходным состоя­
нием, которое как бы никогда не исчезает — в том смысле, что
его эманация продолжает ощущаться во всякое время. События,
которые происходят в этом первоначальном времени, предстают
как текст, который постоянно повторяется (воспроизводится) в
последующих событиях. Этот первоначальный, онтологически
исходный текст, который так или иначе соотносится со всем тем,
что случается впоследствии, соответствует тому, что мы пони­
маем обычно под м и ф о м .
И тот и другой тип осмысления прошлого может определять
восприятие настоящего: иными словами, на настоящее может
переноситься как историческая, так и космологическая модель
переживания времени, отработанная на восприятии прошлого.
В рамках исторического сознания — когда на настоящее
2 7