Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
вых будок: «сторожа со всеми домочадцами своими крестились
и клали земной поклон пред своим земным богом» (Русская ста­
рина, 1889, апрель, с. 52).
2.3. То, что восприятие царя в качестве образа Б о ж и я свя­
зано именно с упразднением патриаршества и перенесением на
царя функций патриарха, отчетливо видно на примере истории
обращения к монарху со словами «Благословен грядый во имя
Господне... », т. е. со словами, обращаемыми к Христу в Вербное
Воскресение (Вход Господень в Иерусалим). Эти слова восходят
к Евангелию ( М ф . XXI, 9; Мк. XI. 9-10; Л к . XIX, 38; Ин. XII,
13) и повторяются в службе праздника.
После Полтавской победы Петра встречали в Москве (21 де­
кабря 1709 г.) пением «Благословен грядый во имя Господне,
осанна в вышних, Бог Господь и явися н а м . . . » , причем царя
приветствовали дети, одетые в белые подстихари «с вайями и
ветми». Аналогично и при выходах Петра из Спасского мона­
стыря его встречали пением «Осанна в в ы ш н и х . . . » (знамена­
тельно, что Петр при этом я в л я л с я народу в терновом венце);
(см. Пекарский, 1872, с. 123-124; Ш м у р л о , 1912, с. 18; Голиков,
XI, с. 364). Ср. песню Полтавского цикла, которая заканчивается
словами: «Осанна, осанна, осанна в вышних! Благословен гря­
дый во имя господне! Осанна, осанна!» (Позднеев, 1961, с. 352).
Когда Петр 18 декабря 1722 г. с триумфом вступал в Москву
после персидского похода, его у Китайских ворот приветствовал
речью от имени Синода Феофан Прокопович. Речь начиналась:
«Благословенъ грядый во имя Господне! Ч т о бо сего, приличнье
сказати можемъ усрьтаюшди тебе, возбранный мужу державньйнпй нашъ Монархо?». Кончалась же она так: «Гряди же и
тецы радуяся, яко исполинъ, аможе тя и еще о т ъ силы въ силу,
отъ славы въ славу влекутъ судьбы Вышняго, донельже введетъ тя десница Господня, аможе предтеча нашъ вниде 1исусъ,
всегда и вездь благословенъ грядый во имя Господне» (Феофан
Прокопович, II, с. 99, 101).
В дальнейшем этот способ приветствия монарха складывает­
ся в традицию. Благословляя императора Александра на борьбу
с Наполеоном и посылая ему образ преп. Сергия Радонежско-