Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Царь — мнений связь, всех действ причина,
И кротка власть отца едина —
Живаго Бога образец.
(Державин, II, с. 295)
Соответственно он обращается к Александру I в стихах «Глас
Санктпетербургского общества» 1805 г. со словами:
Небес зерцало, в коем ясный
Мы видим отблеск Божества,
О ангел наших дней прекрасный,
Благаго образ Существа.
(Державин, II, с. 574)
Именно образ Божий и чтит Державин в монархе, ср. в черно­
виках к стихотворению «Философ пьяный и трезвый» 1789 г.:
Хотел я сделаться вельможей
И при лице царей служить,
Усердно чтить в них образ Божий
И им лишь правду говорить.
(Державин, I, с. 264)

66

То, что свойственно оде, характерно и д л я проповеди. В
1801 г. митрополит Платон обращался к Александру I: « Т ы носиши образ Небеснаго Царя» (Снегирев, II, с. 114). Архиепископ
же Августин в «Слове на день коронации Государя Императо­
ра Александра I» 1809 г. высказывает то же положение в об­
щей форме: «Цари земные суть образ Царя небеснаго» (Авгу­
стин, 1856, с. 21). Аналогичные выражения характерны и д л я
проповедей Феофилакта Русанова. Так, в «Слове по прочтении
высочайшего манифеста о войне против французов» (1806 г.)
он говорил: « . . . д л я всякаго верноподданнаго Государь есть,
мало сказать, священнейшая особа, но образ самаго Божества
на земли» (Феофилакт Русанов, 1806а, с. 8). Т а к ж е и в «Сло­
ве на занятие П а р и ж а » , сказанном 3 мая 1814 г., он утверждал,
что «христианский народ чтит Государя своего, яко Помазанни­
ка Б о ж и я , и сретает в нем образ самаго Божества» (Чистович,
1894, с. 83). Равным образом петербургский митрополит Михаил