Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
именитство Екатерины 1766 г. Бог обращается к императрице с
призывом: « . . . будь Мой Образ на земли» (Сумароков, II, с. 75).
Такого рода обращение Бога к монарху становится своеобраз­
ным клише высокой поэзии. Например, В. И. Майков в «Оде на
случай избрания депутатов д л я сочинения проекта нового уло­
жения 1767 года» пишет о Екатерине II:
В ней Бог свой образ вам являет
И ею всех вас удивляет,
Каков премудр Он и велик.
(Майков, 1966, с. 200)
Точно так же и у В. П. Петрова в стихотворении «Плач и утеше­
ние России к Его Имп. Величеству Павлу Первому» (1796 г.) Бог
говорит Павлу: «О сем познают все, что Т ы Мой образ истый»
(Петров, II, с. 204). В оде Петрова «На торжественное вшествие
Его Имп. Величества Павла Первого, в Москву» 1797 г. мы на­
ходим целый диалог между Богом и Павлом I, когда Павел го­
ворит Богу: «Да, образ Твой, с Тобой в ж е л а н ь я х я согласен»,
а Бог говорит Павлу:
Востани, Сыне Мой! высоко встань душою!
Се Бог, в котораго Ты веруешь, с Тобою,
Востань и, образ Мой, в подсолнечной сияй!
(Петров, И, с. 233-237)
В том же стихотворении к Павлу обращается и ангел:
Здесь крепкий Александр, а тамо
Твое священно рамо
Поддержит Константин.
То Ангелы Твои, ближайшие к престолу;
Ты Божий, а они Твой образ носят долу.
(Петров, И, с. 242)
«Образом Божества» именует Петров и Екатерину II (Петров,
I, с. 107; II, с. 130). Не менее характерно такое употребление д л я
Державина, который дает ему д а ж е своеобразное обоснование: