Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
вплоть до XVIII в. в России не было сколько-нибудь прочной
традиции называния царя «образом Б о ж и и м » . В этой связи ха­
рактерно, что Никон специально протестует против называния
царя «подобником Б о ж и и м » , у к а з ы в а я , что такое наименование
прилично только епископу (Зызыкин, II, с. 14).
Наименование монарха «образом Божиим» получает ши­
рокое распространение со времени петровского царствования.
Если в этом наименовании и сказывается предшествующая тра­
диция, то с этого времени происходит ее кардинальное перео­
смысление. У ж е в 1701 г. называет царя « ж и в ы м образом Хри­
ста» Димитрий Ростовский, который одновременно именует ца­
ря «христом» и прямо связывает эти наименования с главен­
ствующим положением царя в церкви. Т а к , в упоминавшейся
выше (§ П-1.3.1) приветственной речи к Петру I (1701 г.) Ди­
митрий говорил: «. . .лице и санъ Ц р я XpieriaHCKaro на земли
есть живый образъ и подоб1е Х|Гта Ц р я живущаго на небеси.
Я к о ж е бо человькъ душею своею есть образъ Бяйй и подоб1е:
сице Х|Гтосъ Господень Помазанникъ БжШ саномъ своимъ царскимъ есть образъ и подоб1е Х|Гта Г5а. Хр^тосъ Гдь на небеси
цркви торжествующей есть первенствуяй. Хр^тосъ Господень на
земли б л а г о д а р ю и милостда Xjra небеснаго въ церкви воюю­
щей первоводствуя. . . А я к о ж е санъ ц р я Хркт1анскаго на земли
есть образъ и подоб1е Х|Гта, Цря небеснаго: сице и маестатъ ХрТа
Гд~ня имать таинственнь нькое подоб1е к ъ маестату Х|)та Гда»
(Димитрий Ростовский, I, л. 1 об.-2).
Восприятие царя как образа Бога особенно ярко проявляется
в официальной торжественной оде и в торжественной пропове­
ди. Т а к , в ломоносовской оде на прибытие Елизаветы 1742 г. Бог
обращается к императрице со словами:
Мой образ чтят в Тебе народы
И от Меня влиянный дух.
(Ломоносов, VIII, с. 85)
В другом случае (в оде на день рождения Елизаветы 1757 г.)
«Бог» говорит о Елизавете: «Я сам в лице Е я предстал» ( Л о ­
моносов, VIII, с. 637). Аналогично у Сумарокова в Оде на тезо-