Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
женился во второй раз» (Головкин, 1912, с. 158). Сходное указа­
ние находим у Гриве л я , который сообщает, что Павел выразил
желание служить обедню на Пасху, сославшись на то, что он
глава русской церкви и, следовательно, правомочен делать то,
что делают подчиненные ему священнослужители; Гриве ль счи­
тает, что именно в этом случае Синод указал Павлу на то, что
второбрачный священник не может совершать богослужения (де
Местр и Гривель, 1879, с. 9 9 - 1 0 0 ) . Таким образом, Синод —
по крайней мере, на словах — признает императора священни­
ком. Соответственно, Жуковский в оде «Благоденствие России,
устрояемое великим ея самодержцем Павлом Первым» 1797 г.
называет Павла «владыкой, пастырем и иерархом», вкладывая
в уста России следующие слова:
57

То Павел, ангел мой хранитель,
Пример, краса венчанных глав;
Покров мой, щит мой и отрада,
Владыка, пастырь, иерарх.
(Жуковский, I, с. I )

5 8

Это восприятие царя как священника приводило к парадок­
сальному переосмыслению византийской теории симфонии ме­
жду «священством» и «царством». Т а к , на Поместном Соборе
1917/18 г. прозвучала мысль, что «„царство" и „священство" до
сих пор в России были объединены в царской власти» (Деяния,
II, 2, с. 198). И в самом деле, объединение функций главы го­
сударства и главы церкви представлялось настолько естествен­
ным, что, когда в 1905 г. возник вопрос о восстановлении патри­
аршества, Николай II немедленно предложил себя в патриархи:
« . . .разговаривая с депутацией иерархов, которая ходатайство­
вала о созыве Всероссийского Собора д л я избрания патриарха,
Государь пожелал узнать сначала о том, кого они наметили на
патриарший престол и, узнав, что никого, спросил, согласились
ли бы иерархи, чтобы на патриарший престол Государь Импера­
тор выставил свою кандидатуру? В замешательстве депутация
молчала» ( Ж е в а х о в , II, с. 3 8 5 - 3 8 8 ) .
59