Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
свое время патриарх Никон. «Князь-кесарь» возглавляет этот
собор вместе с «князь-папой», который может именоваться од­
новременно и «всешутейшим и всепьянейшим патриархом» (ср.:
Успенский, 1982а, с. 212 — наст, изд., с. 157-158) — пародийная
«двоица» противостоит реальному единовластию Петра.
В соответствии с новой петровской концепцией патриарше­
ство заменяется Духовной Коллегией или — позднее — Синодом
(цитированные слова Феофана как раз и служат обоснованием
этой реформы), а монарх объявляется «Крайним Судией» этого
учреждения (1721 г . ) . Это непосредственно проявляется в дея­
тельности церковного управления, высшей инстанцией которого
является именно монарх. В Манифесте об учреждении Сино­
да Петр прямо указывает на принадлежащую ему обязанность
исправления духовного чина (Верховской, II, с. 6 первой паги­
нации), что означает прямое вмешательство монарха в церков­
ную жизнь. В частности, императорским указом назначаются
е п и с к о п ы , причем в послепетровское время складывается та­
к а я практика, при которой Синод представляет трех кандидатов
и одного из них император назначает на кафедру (Смолич, 1964,
с. 1 7 1 , 1 2 6 ) . Эта процедура является трансформацией традици­
онной практики, когда собор епископов предлагал трех канди­
датов и одного из них избирал патриарх ( Р И Б , VI, стлб. 442-443;
д л я конца XVII в. см.: ГИМ, Син. 344, л. 7-8 об.). Очевидно, что
Синод берет на себя функции собора, а император выступает в
роли патриарха. Императорскими же указаниями могут регули­
роваться и любые другие стороны церковной жизни (вплоть до
разрешений на пострижение в монашество — см.: Внутренний
б ы т . . . , I, с. 53-54, 70). Наконец, и любые изменения в правилах
действования самого Синода Синод может производить лишь с
соизволения императора (Духовный Регламент, 1904, с. 6). Си­
нод вообще есть не что иное, как служебный орган самодержав­
ной власти; позднее в Основных Законах этот принцип изложен
в следующей формуле: «В управлении церковном самодержав­
ная власть действует посредством Св. Правительствующего Си­
нода, ею учрежденного» (Свод законов, 1892, ст. 43, с. 10; ср.:
Мейендорф, 1978, с. 170-171).
49

50

51