Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
на святость, поскольку я н а л о ж и л а некоторые ограничения на
церковные имущества» (Дашкова, II, с. 9 5 ) .
1.5.1. Р я д приведенных примеров мог бы трактоваться про­
сто как игровое цитирование сакральных текстов, столь типич­
ное д л я барочной и послебарочной традиции. Однако в контек­
сте растущей сакрализации монарха такую игру невозможно от­
личить от реального обожествления: они переплетены не в на­
шем рассмотрении, а в самой действительности. Показательно
в этом смысле, что наряду с молитвословными обращениями к
монарху самые тексты подлинного церковного молитвословия
могут сливаться с панегириком монарху. Н а это обстоятельство
специально обращает внимание Н. И. Ильминский в своем пись­
ме К. П. Победоносцеву от 17 марта 1884 г. Ильминский пишет о
том, что «XVIII век принес в церковную область много чуждого,
мирского, страстного и подобострастного», и в качестве приме­
ра приводит службу праведным Захарии и Елизавете: «В Ми­
нее под 5-м сентября есть „древняя с греческого переложенная
служба: святаго пророка Захарии, отца честнаго Иоанна Пред­
течи". Вслед за нею помещена: „Ина служба того же святаго
пророка Захарии и святыя праведныя Елисаветы" . . . Стали мы
праздновать свой храмовый праздник [в церкви, посвященной
праведным Захарии и Елизавете] по „иной службе". В церкви я
всегда стою рядом с чтецом. Поразил меня кондак: „Яко луна
полна, свет правды от мысленнаго солнца Мессии прияла еси"
и проч. Вообразился мне портрет Елисаветы Петровны, полнои круглолицей — луна полна. Заподозрил я , что эта служба не
была ли написана по воцарении Елисаветы Петровны: читал,
вникал и в двух местах нашел такое выражение: в двух тропа­
рях 9-й песни канона читаем: „Моли убо всеблагаго Владыку
тезоименитым и всех восхваляющих т я спастися душам". —
„Моли всеблагаго и тезоименитое.
— Т а к как в честь Заха­
рии есть у ж е служба, то „ина служба" составляет только к а к
бы дополнение и в ней прославляется почти одна Елисавета,
только изредка упоминается Захария. С л у ж б а составлена как
на всякие праздники: есть паремии и величание, при котором
преудачно, вместо избраннаго псалма, помещены слова из песни
4 2