Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
при вступлении Его в Успенский Собор», произнесенной 8 сен­
тября 1801 г., за неделю до коронации Александра, Платон го­
ворил: «Дух Святый повелевает, и возглашает нам: Возмите
врата, князи ваша и возмите ея врата вечная, и внидет Царь
Славы. Сие сказано о духовном великом Царе; Господе Иису­
се Христе, чтоб мы заключенныя грехом, сердечныя врата ему
отверзли, и в душе своей устроили бы ему обитель. — Но по­
что же сии самыя слова не присвоим мы и к самим себе и к
священной Особе Твоей, благочестивейший Монарх! Т ы носишь
образ Небеснаго Царя: мы в видимой славе Твоей созерцаем не­
видимую Его славу: а храм сей есть образ сердец наших; ибо
Церковь внешняя образует внутреннюю. Храма сего двери Тебе
отверсты: но д л я того, что ключи их в сердце нашем: и когда
внутренний храм наш отверст на пришествие Твое, то поспеши­
ли мы сердечными ключами отверсти и сего храма врата. Вниди
убо, Царю славы! в з я т ы у ж е врата и внешняго и внутренняго
храма. Путь свободен. Вниди к жертвеннику Б о ж и ю , к Богу, ве­
селящему юность Твою. Пади пред ногами Ц а р я царей. Вниди
и вкупе с Собою введи Августейших Особ, едину, осчастливлен­
ную ношением Т я во утробе своей: другую соучастницу святости
л о ж а Твоего: а с ними введи и всю священную Твою кровь. Вни­
ди! а мы, предшествуя и последствуя Тебе, воспоем: Благословен
грядый во имя Господне!» (Снегирев, II, с. 114-115).
Примечателен протест Александра I против подобного ро­
да обращений к царю. В указе на имя Синода от 27 октября
1815 г. Александр писал: «В последний Мой проезд по губер­
ниям, в некоторых из оных должен был, к сожалению Моему,
слушать в речах, говоренных духовными лицами, такия несовместныя Мне похвалы, кои приписывать можно единому Богу»
(Сб. Р И О , С Х Ш , ч. 1, с. 4 1 6 ) . Ср. т а к ж е протест Екатерины II
против применения к ней выражения «божество» в письме к
Е. Р. Дашковой, пославшей Екатерине проект своей похвальной
речи в Российской Академии: «Вычеркните т а к ж е как благоде­
тельное божество
(as a beneficient Deity) — апофеоз не со­
гласуется с христианской религией, и, боюсь, у меня нет прав
41