Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
стии в деле царевича Алексея, писал Петру (в феврале 1718 г.):
«Ныне принужден я недостойным моим воплем отягчать ваше­
го величества дражайшие ушеса: преклони, Господи, ухо твое
и услыши глас раба твоего, в день зла моего вопиюща к тебе!»
(Устрялов, 1858-1859, VI, с. 493,197; ср.: Пс. XVI, 6; Пс. XXX, 3).
В своей знаменитой проповеди на погребение боярина
А. С. Шеина (1700 г.) Стефан Яворский обращался к царю от
имени покойного, вкладывая в уста последнего слова Симеона
Богоприимца к Богу: «Нын • отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром: Яко видесте очи мои спасение
твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Чистович, 1867,
с. 139; ср.: Л к . II, 29-30). Проповедь чрезвычайно понравилась
Петру, и это обстоятельство сыграло решающую роль в карьере
Яворского (ср.: Крейкрафт, 1971, с. 1 2 3 ) .
Известный деятель петровского времени прибыльщик
А. А. Курбатов в своих поздравлениях Петру по поводу воен­
ных успехов пользовался формой акафиста, в результате чего
все поздравление и прославление монарха приобретало характер
молитвословия . Такой характер имеет поздравление Петру со
взятием Нарвы в 1704 г.: «Радуйся преславный Црю, яко днесь
чаяше избавлешя людей достояшя б я а я чрезъ тебе надежду воз­
обновляет и лучшую пр1емлетъ. . . Радуйся бгбпосльдователю
раб!я зрака воспр1ят1ем яко Гдь с тобою. . . Радуйся прекрьпкШ адаманте прерадостньй наш ц р ю . . . Радуйся ревности б л п я
и правды исполненный всемлтивьйшшй ншъ г д р ь . . . Радуйся
помазанниче бж!й в мьриле от него п о л о ж е н н ы й . . . » (РГАДА,
ф. 9, отд. II, оп. 3, д. 3, л. 75-75 об.). По той же модели построено
и поздравление с Полтавской победой в 1709 г.: « . . . радуйся, яко
ваше царево сердце содержится в руце божий неотменно; радуй­
ся, яко исполняя словеса божия слова, полагавши душу твою за
рабы твоя; радуйся, яко богоподобное ваше смирение низложи
хвалящагося силою; радуйся, яко тогожде ради вашего смире­
ния оружие вашего самодержавия не точию прославися, но и
устраши вселенную; радуйся, яко снискательным вашим мудрохрабрством переполеровася, яко злато в горниле, ваше воинство;
радуйся, яко хулящая Россию иностранных уста не точию у ж е
39

40