Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Наряду с выражением «земной бог» в XVIII в. довольно ча­
сто встречается и синонимическое ему словосочетание «земное
божество» (в той же функции наименования ц а р я ) . Т а к , в Пер­
вой надписи к статуе Петра (1750 г.) Ломоносов относит к этому
монарху слова: «Земное божество Россия почитает» (Ломоно­
сов, VIII, с. 285). Точно так же «всероссийским земным боже­
ством» могут в дальнейшем называть и Екатерину II, ср. сти­
хотворения А. Перепечина «Сердечное чувствие истиннейшего
усердия, с благоговением посвящаемое всероссийскому земно­
му божеству Екатерине В т о р о й . . . » (СПб., 1793), «Песнь по­
ют всероссийскому земному божеству Екатерине Второй все се­
ла, страны, грады и блаженствующие в них разные народы. . .»
(Спб., 1793). «Земным божеством» называет Екатерину и Пе­
тров в оде «На сочинение нового уложения» (вариант 1782 г.):
Угодно так Екатерине;
Земное Божество велит...
(Петров, I, с. 31)
Характерно, что А. С. Пишчевич употребляет это словосочета­
ние не в панегирическом тексте, но как обычное наименование
императрицы: «Зорич . . . было навлек на себя взоры сего земно­
го божества» (Пишчевич, 1885, с. 28 — имеется в виду Екатери­
на II).
При широком распространении данного словоупотребления
в поэзии XVIII в. встречаются, естественно, и различные па­
р а ф р а з ы указанных словосочетаний. Т а к , например, тот же
Петров в оде «На заключение с Оттоманскою Портою мира»
(1775 г.) называет Екатерину II «Божеством земного дола» (Пе­
тров, I, с. 89). Еще более красноречива п а р а ф р а з а Н. П. Николева в оде «На взятие Варшавы 1794 г.» — противопоставление
Бога Небесного и бога земного своеобразно преобразуется здесь
в противопоставление общего и частного Бога:
Царь-доблесть! частный мира Бог!
Ты общу Богу не согрубишь...
(Николев, II, с. 248)
37

Такие примеры можно было бы у м н о ж и т ь .