Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Столпы отечества! се ваша цель одна,
Хотя вы явными несете гром шагами,
Хотя с земными втай речете мир богами.
(Державин, I, с. 5 3 )
34

В стихотворении «Властителям и судьям» (1787 г.) читаем:
Возстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их.
(Державин, I, с. 109)

35

В стихотворении «Провидение» (1794 г.) говорится:
В величестве земнаго бога,
Екатерина, кинув взгляд...
(Державин, I, с. 565)
В стихотворении « Ж е л а н и я » (1797 г.) Державин говорит:
К богам земным сближаться
Ничуть я не ищу
И больше возвышаться
Никак я не хочу...
(Державин, II, с. 102)
Наконец, в оде «На Новый 1798 год» читаем:
Мы видим троны сокрушенны
И падших с них земных богов.
(Державин, И, с. 147)
Так же выражается и В. П. Петров в письме к Екатерине II
от 5 декабря 1793 г., говоря о своих надеждах на «земного бо­
га, дабы благоволил поправить надо мной милости небесного»
(Шляпкин, 1885, с. 401). И Карамзин в «Оде на случай присяги
московских жителей . . . Павлу I. . . » (1796 г.) заставляет реки
и гром восклицать: «О Павел! Т ы наш бог земной!» (Карамзин,
1966, с. 189). В «Рассуждении о плодах пришествия Христова
на землю» (1806 г.) епископ Феофилакт (Русанов) задает во­
прос: «Правительства тамъ ли болье обременены и затруднены
бываютъ, гдь Государя почитаютъ Богомъ земнымъ? или гдь
допущаютъ въ немъ одно только право сильнаго?» (Феофилакт
Русанов, 1806, с. 1 5 ) .
36