Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
шил поразить смертию бессмертного по славным деяниям Сво­
им Царя нашего, надежду и радость нашу!» (Халколиванов, II,
с. 212-213). Таким образом, данная традиция распространяется
на весь синодальный п е р и о д . Это естественный результат того,
что принцип сакрализации монарха входит в самую основу си­
нодального управления, и никакие частные ограничения (типа
цензурных запретов) не могут лишить влияния ни самый этот
принцип, ни воплотившие его тексты, которые сохраняют свою
генерирующую силу и от которых синодальная власть не может
отказаться без ущерба д л я себя самой.
31

1.4. Другим примером отражения византийских традиций
в новый период русской истории является наименование царя
«земным богом». Подобно тому как Бог называется «Царем Не­
бесным», царь может именоваться «земным богом». Первое на­
именование представлено в литургических текстах (ср., напри­
мер, молитву «Царю Небесный»), второе же имеет обиходный
характер. Мы знаем, что такое наименование было возможно в
Византии. В «Советах и рассказах Кекавмена» (XI в.) в обраще­
нии к царю говорится: «Святой повелитель мой, Господь вознес
тебя на царский трон и милостью своею (по своей благодати —
счйтой xctpLTi) сделал тебя, как говорится, земным богом (dedv
iiti^eiov),
способным поступать и действовать по своему жела­
нию. Поэтому да будут твои дела и поступки исполнены разума
и истины, справедливость да пребудет в сердце твоем» (Кекавмен, 1972, с. 275; ср.: Васильевский, 1881, с. 316). К а к видно,
название царя «земным богом» было обычно д л я языкового упо­
требления Византии данной э п о х и .
Такое наименование царя имело место и в России (мы не
можем проследить, какими путями оно проникло сюда из Ви­
зантии). Первоначально оно отмечается только иностранцами,
причем в ряде случаев нельзя с уверенностью сказать, относит­
ся ли данное выражение к фразеологии самих русских людей
или к фразеологии соответствующего иностранного автора. Так,
П. Одерборн в своем памфлете об Иване Грозном (1585 г.) от­
мечает, что царь является д л я своих подданных и папой и зем­
ным богом («Веу seinem leben hielyen in sein Unterthanen nicht
32