Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
скаго Петра Перьваго» (Симон Тодорский, 1743, с. 12; Воскре­
сенский, 1894, с. 7 8 ) .
С восшествием на престол Павла I указанное неудобство от­
падает, и рассматриваемая традиция вновь набирает силу. Так,
в оде «Торжественное венчание и миропомазание на царство Его
Императорского Величества Павла Перваго 1797 года Апреля 5
дня» В. П. Петров говорит о Павле: «Не прикасайтеся; Госпо­
день Он Христос!» (Петров, II, с. 239, ср.: I Пар. XVI, 22).
Обильный материал дает нам царствование Александра I.
В хрестоматийной проповеди московского митрополита Плато­
на (Левшина), сказанной по совершении коронования Алексан­
дра I, говорится: «Видя таковымъ образомъ отвсюду огражденна и оукрьпленна Тебе, Велишй Г5рь, и радуемся и торжествуемъ, и привьтствуемъ и благодаримъ Гду, яко посьти и сотвори
избавлеше людемъ своимъ, и вознесе рогъ Х|Гта своего» (Пла­
тон, 1801, л. 4 об.). Платон называет Александра I «Христом» и
в других случаях (см., например: Снегирев, II, с. 42). Чрезвычай­
но часто называет Александра «Христом» и преемник Платона
на московской кафедре архиепископ Августин (Виноградский).
Так, в «Слове на случай взятия французской столицы россий­
скими и союзными войсками», сказанном 23 апреля 1814 г., Ав­
густин восклицал: «Но что скажемъ о Тебь, Утьха человече­
ства, Спаситель Европы, Слава Poccht? Ч т о скажемъ о Тебь,
Христе Господень, Д р у ж е БожШ, Мужу желанШ! Мы ничего
не можемъ сказать» (Августин, 1856, с. 112). Такого рода ци­
таты можно было бы умножить (см.: Августин, 1814, с. 4, 11;
Августин, 1814а, с. 3; Августин, 1817, с. 3; Августин, 1856, с. 8,
21, 31, 41, 64, 95). Известный киевский проповедник прот. Ио­
анн Леванда в 1801 г. приветствовал Александра I следующими
словами: « Ж е л а л и очи видеть Ангела, видеть Христа своего,
Бога, который милует нас: все сие видят теперь в тебе» (Котович, 1909, с. 466; ср. еще наименование «христом» Павла I и
Александра I — Леванда, II, с. 208-209, 251).
Отметим, что при переиздании проповедей Леванды в 1850 г.
данное обращение было опущено духовной цензурой как «укло­
няющееся от истины и приближающееся к лести» (Котович,
29