Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
1916, II, с. 157 первой пагинации); особенно заслуживает внима­
ния то, что это выражение фигурирует в написанном Феофаном
Прокоповичем «Духовном Регламенте» — церковном законода­
тельном акте, остававшемся в действии до 1917 г.: «. . . коварные
человецы . . . не сумнятся подносить руки на Христа Господня»
(Духовный регламент, 1904, с. 1 7 ) .
В тот же период название царя «христом» проникает и в бо­
гослужебные тексты. Мы у ж е приводили пример такого наиме­
нования в «Службе благодарственной о победе под Полтавою».
Здесь же находим и еще р я д примеров. Т а к , в седальне 4-го гла­
са читаем: « . . . с н и д е к ъ намъ гдь силъ на помощь . . . и смути
ихъ [врагов наших]; творя млть хрту своему Петру. . . » (Феофилакт Лопатинский, 1709, л. 18 об., Минея, Июнь, М., 1766, л . 238
об.). Ср. еще в стихирах малой вечерни, глас 1-й: «. . .вознесый
рогъ х£та твоего, и всьхъ православны[хъ]» (Феофилакт Л о ­
патинский, 1709, л. 1 об.; Минея, л. 231-231 об.). Характерно,
что старообрядцы отмечали это наименование в богослужебных
текстах как кощунственное. О седальне 4-го гласа из службы
на Полтавскую победу писал в этом плане Иван Павлов (см.:
Пекарский, 1872, с. 124 — «напечатали его [царя] не только ан­
тихристом, но и Христом»).
В последующие годы XVIII в. интересующее нас наименова­
ние встречается реже, поскольку место помазанников-импера­
торов большую часть времени занимали императрицы, имено­
вать которых «христом» было несколько неудобно. Однако это
неудобство ощущали не все авторы. Так, тамбовский священ­
ник Иванов называет «Христом» Екатерину II в речи в день
коронации Екатерины 1786 г.: «Се каковъ кротокъ, коль прозорливъ и коль щедротный, помазанъ и увьнчанъ нынь на царствь РоссШскомъ, Хсъ г&ень!» (Державин, IX, с. 1 3 4 ) . Вместе
с тем, за неимением императора «Христом» могли называть на­
следника престола. Т а к , придворный учитель иеромонах Симон
Тодорский (позднее архиепископ Псковский) в Слове на день
рождения великого к н я з я Петра Федоровича 1743 г. говорил:
« . . . Х р к т о с ъ , ciecTb помазанецъ на всеросШскШ престолъ не
приходитъ от колъна инаго, токмо отъ сьмене Д а в и д а poccifl27

28