Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ории «праведных» и «неправедных» царей), а царь-антихрист
(Гурьянова, 1982, с. 85). В другом старообрядческом сочине­
нии начала XIX в. (автором которого был федосеевец Яков
Петров), посвященном обоснованию невозможности молиться
за монархов-никониан, читаем: «О боже, сохрани нас таковаго омрачения и совершеннаго безумия, и явнаго отступления,
за антихриста бога молить. Зри читателю, сего ли имя звериное
будем в повседневном словословии в божественных книгах на
место благоверных царей поминати. Его же царя и бога, и спаса
себе нарицати. Сие совершенное есть отступление» (Гурьянова,
1983, с. 81; Гурьянова, 1984, с. 84-85). Говоря о том, что царь
именуется «богом и спасом», автор данного сочинения явно име­
ет в виду наименование царя «Христом», которое он и воспри­
нимает как свидетельство антихристовой природы царя. Точно
так же в старообрядческом (бегунском) сочинении «Послание
христиан на присланный тетради ис Поморий» император (речь
идет конкретно о Петре I) характеризуется как «помазанник сатанин, царь жидовский, превозносим паче всех глаголемых бо­
гов и чтилищ, л ж и в ы й Христос, адский пес, двоеглавый змий,
восхитивший на себе царскую и святительскую власть» (Гурья­
нова, 1983, с. 75). Выражения «лживый Христос» и «помазанник
сатанин» бесспорно указывают на интересующую нас традицию
наименования царя «Христом». В этом контексте может стано­
виться одиозным (указывающим на отождествление с Христом)
и само наименование царя «помазанником», которое восприни­
мается как производное от наименования царя «Христом»; ср.
в цитировавшемся выше старообрядческом сочинении «Собра­
ние от святаго писания об Антихристе», где о Петре I сказано:
«И той лжехрист нача превозношатися паче всъхъ глаголемыхъ
боговъ. . . » (Кельсиев, II, с. 248 — это сочинение, очевидно, по­
служило источником д л я упомянутого выше бегунского тракта­
та).
1.3.1. Традиция наименования царя «христом» начала скла­
дываться в Великороссии в самом начале XVIII в. Характерно,
что впервые мы встречаем такое наименование в устах выход­
ца из Юго-Западной Руси, а именно у Димитрия Ростовского