Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
рован у И. И. Голикова, 1807, с. 532-535), сама боязнь того, что
здесь может возникнуть какое-либо недоразумение, указывает
на сакрализацию монарха.
1.3. Уже из приведенных выше примеров может быть вид­
но, что наименование царя «святым» определенным образом
связано с наименованием его помазанником. Действительно, со
времени Алексея Михайловича момент помазанничества при­
обретает исключительно большое значение в восприятии мо­
нарха в Р о с с и и . И характерно, что по крайней мере с нача­
л а XVIII в. монарх может называться не только «помазанни­
ком», но и «Христом». Слово христос в значении «помазан­
ник» представляет собой очевидный г р е ц и з м , и в этом смысле
мы можем говорить о сближении русской и греческой тради­
ции. В послании восточных патриархов к Алексею Михайловичу
(1663 г.) преданность царю выставляется в качестве конфесси­
онального требования именно в силу того обстоятельства, что
царь называется именем Христа (хрьо-тбЧ, т. е. помазанник), и,
следовательно, невозможно быть христианином, не будучи вер­
ноподданным: «Как власть Бога на небесах объемлет все, так
и власть царя простирается на всех его подданных. И как от­
ступник от веры отделяется от лона православных, так и не
сохранивший верности к царской власти недостоин называться
по имени Христа (ctvci£io<; r\\iiv б о и а diro хрьсттой иеи\т)сттЭса
xai dvo^cx^Eo-dcii), ибо царь есть помазанник ( х р ю т о Ч ) Божий,
имеющий скипетр, и державу, и диадиму от Бога» (СГГиД, IV,
с. 8 8 ) . Здесь наглядно видно, какими путями ш л а византинизация русской культуры в интересующем нас аспекте.
22

23

24

Тем не менее употребление слова христос наряду с у ж е су­
ществовавшим и более обычным словом помазанник кардиналь­
но отличает русскую ситуацию от греческой и придает наиме­
нованию царя «христом» особый смысловой оттенок. Хотя Фео­
фан Прокопович в слове «О власти и чести царской» (1718 г.)
специально обосновывает правомерность такого употребления,
указывая на этимологическое значение слова христос как «по­
мазанник» (Феофан Прокопович, I, с. 252), ясно, что имелась в
виду не одна этимология, но и прямое сближение с Х р и с т о м .
25