Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
новление синодального управления, говорится, что Синод учре­
жден «святым царем всей Московии, Малой и Белой России и
всех северных стран владетелем, Государем Петром Алексееви­
чем Императором, во Святом Духе возлюбленным и превожделенным нам братом» (ПСПиР, III, JN> 1115, с. 161).
Такое обращение греческих иерархов не оказывало, однако,
до времени влияния на внутреннее российское употребление. В
этой связи особенно характерен тот факт, что эпитет «святой» в
царском титуле, внесенный патриархом Иеремией в составлен­
ный им греческий чин поставления первого русского патриар­
ха, был опущен в русской переделке этого чина, по которому
действительно поставлялся патриарх Иов (правка касалась, ви­
димо, входившего в греческий чин интронизации восклицания,
провозглашавшего избрание патриарха: «. . . д е р ж а в н ы й и свя­
той наш самодержец и царь, и божественный . . . собор пригла­
шают святейшество твое на высочайший престол патриаршества
Константинопольского»; ср. Савва, 1901, с. 70-71).
При Алексее Михайловиче монарх начинает называться свя­
тым во время богослужения, и это немедленно вызывает про­
тест со стороны старообрядческой партии. Протопоп Аввакум
с негодованием писал: «Нынь у нихъ [никониан] все накось д а
поперегъ; жива человька в лице святымъ н а з ы в а й . . . В Помянникь напечатано сице: помолимся о державномъ святомъ госу­
дарь царь. Вотъ, к а к ъ не бьда человъку! А во Отечникь писано:
егда-де человька в лице похвалишь, тогда сатань его словомъ
предаешь. Отъ в ь к а ньсть слыхано, кто бы себя велълъ в лице
святымъ звать, развь Навходоносоръ Вавилонсюй!» (Аввакум,
1927, стлб. 465-466; из толкований Аввакума на 44-й псалом).
В последующее время это словоупотребление получает даль­
нейшее распространение. Т а к , патриарх Иоаким в своей Духов­
ной желает царям Иоанну и Петру Алексеевичам «жительствовати в чистоте, в воздержании же и святыне, яко помазанни­
кам святым подобает» (Устрялов, 1858-1859, II, с. 471). Стефан
Яворский (III, с. 154) говорит в 1703 г. о царях как о «роде святе
помазанников Божиих». Ср. характерное обращение А. А. Виниуса к Петру I в письме от 9 марта 1709 г.: «. . .молю господа