Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
« . . . бози бо есте и сынове Вышняго, блюдитежеся, д а не боудете сынове гньву, да не изомрете яко человъцы, и во пса мъсто сведена боудете во а д ъ . Т ь м ж е разумейте napie и князи,
и бойтеся страха Вышняго: вашего бо ради спасешя написахъ
вамъ, да, Бож1ю волю сотворите, пршмьте о т ъ него милость:
васъ бо Богъ, в' себе мьсто посади на престоль своемъ» (Ио­
сиф Волоцкий, 1855, с. 602). Вот как интерпретирует это место
М. А. Дьяконов: «Цари оказываются не только слугами Божиими, избранными и посаженными на престоле Богом: они сами
боги, подобные людям только естеством, властию же уподобля­
ющиеся самому Богу. Это у ж е не теория божественного происхо­
ждения царской власти, а чистое обожествление личности царя»
(Дьяконов, 1889, с. 99). Мнение Дьяконова является достаточно
характерным, и вместе с тем оно явно не соответствует истинно­
му положению вещей, будучи результатом неправильного про­
чтения текста (ср.: Вальденберг, 1916, с. 210-211; Вальденберг,
1929).
Прежде всего необходимо отметить, что процитированный
отрывок из «Просветителя» в основной своей части не принад­
л е ж и т самому Иосифу. Те же слова с большей или меньшей точ­
ностью повторяются и в других древнерусских текстах, которые
восходят к одному общему источнику, а именно к «Слову свя­
таго отца нашего Васшпя, арх1епископа кесарШского, о суд1ахъ
и властелехъ» — памятнику, видимо, русского происхождения,
приписываемому иногда митр. Кириллу II (1224-1233). Здесь чи­
таем: «Внимайте, како писано есть: бози есте и сынове Вышняго.
Князи и вся соуд1я земьсюя слоугы Б о ж ш соуть, о нихже рече
Господь, и д ь ж е боуду а з ъ , тоу и слоуга мой. Б л ю д ь т е ж е с я , да не
боудете чада гньвоу; бози бывше. да не изъмрете, яко человъ­
цы, и во пса мьсто во адъ сведени боудете, и д ь ж е есть мьсто
д!аволу и аггеломъ его, а не в а м ъ . Васъ бо Богъ в себе мьсто
избралъ на земли и на свой престолъ вознесъ посади, милость и
животъ положи оу тебе. Т ь м ж е яко отцы есте миру; писано бо
есть: князи мира сего правда» (см. «Православный собеседник»,
1864, ч. I, с. 370). С теми или иными вариациями этот текст вос­
производится в «Мериле праведном» (список середины XIV в..