Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Таким образом, семиотически отмеченные события заста­
вляют увидеть историю, выстроить предшествующие события в
исторический ряд. Т а к образуется и с т о р и ч е с к и й о п ы т —
это не те реальные знания, которые постепенно откладыва­
ются (накапливаются) во времени, по ходу событий, в посту­
пательном движении истории (в смысле «res gestae»), а те
причинно-следственные связи, которые усматриваются с син­
хронной (актуальной д л я данного момента) точки зрения. Имен­
но поэтому история ничему не может нас научить — историче­
ский опыт не есть нечто абсолютное и объективно данное, он
меняется со временем и выступает, в сущности, как производ­
ное от нашего настоящего.
В дальнейшем могут происходить новые события, которые
задают новое прочтение исторического опыта, его переосмысле­
ние. Таким образом прошлое переосмысляется с точки зрения
меняющегося настоящего. История в этом смысле — это игра
настоящего и прошлого.
В свою очередь, исторический опыт — то или иное осмысле­
ние прошлого — естественным образом оказывает влияние на
будущий ход истории: в самом деле, исходя именно из подобных
представлений, из подобного опыта, социум как коллективная
личность строит программу будущего, планирует свое дальней­
шее поведение. Соответственно, восприятие истории оказывает­
ся одним из основных факторов эволюции «языка» истории, т. е.
того языка, на котором происходит коммуникация в историче­
ском процессе (см. выше, § 2).
Итак, с к а ж д ы м новым шагом в поступательном движе­
нии истории меняется как настоящее, так и прошлое и вме­
сте с тем определяются дальнейшие пути исторического раз­
вития. Исторический процесс в своей элементарной фазе пред­
стает тогда как последовательность рекурсивных ходов: от на­
стоящего к прошлому, а от прошлого к будущему и т. д.
и т. п . . Схематически этот процесс может быть изображен
следующим образом (сплошная стрелка относится к плану со­
знания, а пунктирная стрелка передает движение времени):
10