Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
власть, но священного чувства в силу его значения в домостро­
ительстве Церкви» (Катков, 1905, с. 13). В другом месте Кат­
ков писал: «Русский Царь есть не просто глава государства, но
страж и радетель восточной Апостольской Церкви, которая от­
реклась от всякой мирской власти и вверила себя хранению и
заботам Помазанника Б о ж и я » (Катков, 1905, с. 14). По словам
Павла Флоренского, «в сознании русского народа самодержа­
вие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом
факт, — милость Б о ж и я , а не человеческая условность, так что
самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых,
а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из
вне-религиозных посылок, имеющих в виду общественную или
государственную пользу» (Флоренский, 1916, с. 2 6 ) . «Истина
самодержавия царей православных . . . возводится некоторым
образом на степень догмата веры», — сказано в монархической
брошюре «Власть самодержавная по учению слова Б о ж и я и
Православной Русской церкви» (М., 1906, с. 19). «Кто не зна­
ет, как мы Русские смотрим на Царей наших и детей их: кто не
чувствовал из нас того высокого чувства восхищения, которое
овладевает Русским, когда он смотрит на Ц а р я или сына Ца­
рева! Только Русские Ц а р я своего зовут — Богом земным», —
писал П. И. Мельников-Печерский (XII, с. 3 6 7 ) .
К а к интерпретировать эти высказывания? Откуда взялась
данная традиция? Представляет ли она исконное или новое д л я
России явление? Каким образом обоготворение монарха, столь
отдающее язычеством, уживалось с христианским мировоззре­
нием, иными словами, как оно укладывалось в рамки христиан­
ского сознания? На все эти вопросы нужно дать тот или иной
ответ. Начнем с хронологии.
2

3